Особенности пожарного оборудования

Вооружение для тушения пожара

Согласно табеля положенности автоцистерны комплектуются водосборником, генератором, гидроэлеватором, соединительными головками, рукавной задержкой и зажимом, рукавной катушкой, ключами для открывания гидрантов, пожарной колонкой, мостками, разветвлением РТ-80, огнетушителями, всасывающими, напорно-всасывающими и напорными рукавами.

Всасывающая сетка

Основное назначение этого типа оборудования – фильтрация воды из водоисточника, удержание воды во всасывающей линии во время кратковременного отключения насоса и при неисправном вакуум-аппарате.

Оборудование классифицируется по условному проходу и основным показателям:

  • СВ-80 для прохода DN-80;
  • СВ-100 для прохода DN-100;
  • СВ-125 для прохода DN-

Показатели назначения включают:

  • условный проход;
  • коэффициент гидравлического сопротивления;
  • размер;
  • высоту;
  • диаметр;
  • массу.

Согласно ГОСТу Р 53253-2009 для всасывающих сеток установлены показатели.

Водосборник

Рукавный водосборник предназначен для сбора воды из двух рукавов и подачи ее к насосу. Основными нормативными показателями для этого типа ПТВ являются:

  • рабочее давление;
  • условный проход DN входного и выходного патрубка;
  • количество выходных патрубков;
  • габаритные размеры;
  • общая масса.

Показатели назначения определяют по таблице.

Госстандартом определено, что водосборники должны выдерживать гидравлическое давление 1.5 МПа, герметичность затворного устройства должна быть в пределах 0.05-0.1 МПа. Все литые части изготавливаются из алюминиевого сплава марки АК7 или АЛ9, а также других антикоррозийных сплавов, обладающих свойствами не ниже обязательно заявленных. Резиновые детали должны выдерживать температуру до ±60°С.

Гидроэлеватор

Это оборудование представляет собой струйный насос. Оно предназначено для подъема и подачи жидкости и гидросмеси, забора воды с глубины до 20 метров при необходимости ее подачи на расстояние до 100 м. Гидроэлеваторы используют также для откачки пролитой воды.

Параметры и значения гидроэлеваторов определены ГОСТом Р 50398-92.

Соединительные головки

Этот тип оборудования представляет собой быстросмыкаемую арматуру, предназначенную для подсоединения пожарных рукавов к насосам. Согласно классификации, прописанной в ГОСТе Р 53279-2009, выделяют для типа головок: напорные и всасывающие, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  • рукавные головки для соединения рукавов;
  • муфтовые головки с внутренней резьбой для трубопровода;
  • цапковые головки с наружной резьбой;
  • головки-заглушки для блокировки трубопровода;
  • переходные головки для соединения оборудования разных условных проходов;
  • рукавные всасывающие головки, среди которых отдельно выделяют муфтовые и заглушки;

Номинальные значения этого оборудования соответствуют таблице.

Рукавная задержка и зажим

Рукавная задержка – приспособление для закрепления напорной рукавной линии на высоте. Используется во время тушения пожаров на лестничных пролетах или стенах при необходимости подъема рукавов в вертикальном положении. Для линии до 66 мм на каждый рукав предусмотрена одна задержка. При большем диаметре расчет количества задержек проводят из требований минимума нагрузки на одну задержку по 100 кг.

Рукавные зажимы используются при повреждении рукавной линии. Они бывают ленточного типа, когда необходимо устранить разрыв до 3 см. Карсетные зажимы используются для купирования разрывов и трещин до 10 см.  Чаще всего в использовании применяют зажимы типа ЗПР-80 и ЗПР-150.

Классификация

Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

Основные

Служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:

1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);

ПА общего применения принято относить:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ);
  • Автомобили насосно-рукавные (АНР)
  • Автомобили первой помощи (АПП)
  • Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).

2. Автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).

ПА целевого использования принято относить:

  • Аэродромные автомобили (АА);
  • Автомобили порошкового тушения (АП);
  • Автомобили пенного тушения (АПТ);
  • Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
  • Автомобили газового тушения (АГТ);
  • Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
  • Автонасосные станции (ПНС);
  • Пожарные пеноподъемники (ППП).

Специальные

Служат для обеспечения специальных работ на пожаре (автолестницы и коленчатые подъемники, автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ);
  • Коленчатые автоподъемники (АПК);
  • Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
  • Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
  • Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
  • Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
  • Водозащитные автомобили (АВЗ);
  • Автомобили связи и освещения (АСО);
  • Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
  • Автомобили дымоудаления (АД);
  • Рукавные автомобили (АР);
  • Штабные автомобили (АШ);
  • Пожарные автолаборатории (АЛП);
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
  • Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
  • Автомобили технической службы (АПТС);
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС);
  • Пожарно-технические автомобили (АТ);
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).

Вспомогательные

Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Организация связи пожарной охраны

Все средства связи пожарной охраны подразделяются на стационарное (штатное) оборудование и передвижные модули. Их функции координируются центральным связующим компонентом. Он принимает и передает информацию о возгорании, поступающую от граждан по звонку или с автоматических сигнальных средств. Задачи, которые ставятся перед центральным пунктом связи части пожарной охраны:

  • объединение поступающей информации и ее распределение между подразделениями;
  • координация работы технических средств, обеспечивающих подразделения информацией;
  • накопление полученных данных и их хранение в течение определенного срока;
  • распределение запросов на использование дополнительного оборудования для устранения пожароопасной обстановки;
  • контроль за работой подразделений, задействованных в ликвидации возгораний;
  • оперативный обмен данными между пожарными расчетами и вспомогательными службами.

Взаимодействие центрального связующего компонента со структурами системы МЧС.

Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники

Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.

Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.

Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:

  • исправность машин согласно определенным производителем показателям;
  • нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
  • наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
  • целостность комплекта запчастей и инструментов;
  • заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
  • сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.

Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:

  • соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
  • своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
  • поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
  • регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.

Это интересно: Обвал

Цистерна для воды

Эта часть надстройки представляет собой бак вместимостью от 0.8 до 9 м3. Основным материалом является углеродистая сталь. Внутри цистерны покрывают антикоррозийным составом. Чтобы предупредить промерзание бака зимой, его оборудуют автономным теплогенератором или системой электрообогрева. Некоторые производители предлагают АЦ с емкостями из стеклопластика. Этот материал не подвержен коррозии и отличается повышенными теплозащитными свойствами.

Независимо от объема все цистерны разрабатывают по единому стандарту. У них обязательно должен быть люк диаметром более 450 мм, чтобы специалисты при проведении техосмотра имели свободный доступ к внутренней части бака. Чтобы предупредить колебание жидкости во время движения, внутри устанавливаются волноломы. Обязательное условие для всех АЦ – наличие устройства снижения избыточного давления при заполнении. Оно должно работать на обеспечение дискретного контроля за заполнением и сливом.

По форме цистерны чаще всего делают эллиптической формы, благодаря чему производитель может использовать всю ширину шасси, одновременно снижая центр массы автомобиля. Второй вариант – форма квадрата с закругленными углами.

Технические средства

Нормативные документы по ПБ, в частности ст. 42 ФЗ-123, классифицирует всю пожарную технику по назначению, области применения на такие типы:

  • Системы, установки АПС, АУПТ, СОУЭ, пожарной связи, автоматики.
  • Первичные, мобильные средства пожаротушения.
  • Пожарное оборудование.
  • Средства индивидуального/группового самоспасения, защиты органов дыхания.
  • Ручной, механизированный инструмент.

Различные классификации, градации довольно часто повторяются, пересекаются, в конечном итоге, создавая неразбериху, путаницу в понятиях. Так согласно действующего и сегодня советского ГОСТ 12.2.047-86, определяющего термины пожарной техники, пожарное оборудование – это комплектующие, а также средства обслуживания коммуникаций пожаротушения, к которым относятся рукавные линии, разветвления.

Однако, довольно часто под этим термином подразумевается весь спектр товарной продукции, изделий, относящихся к противопожарному оборудованию – от первичных средств до комплектующих установок обнаружения/тушения пожаров.

Классификация ПТВ пожарной машины

Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

  1. По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
  2. По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.

К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

Назначение ручного инструмента:

  • лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
  • цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
  • насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
  • топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
  • легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
  • лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
  • ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.

К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

Виды пожарных автомобилей и их классификация

Более подробно ознакомиться с вариантами техники можно на данной странице нашего портала, а здесь расскажем об основных нюансах. В зависимости от своего предназначения ПА делятся на 3 типа:

  • Основные, общего применения.
  • Основные, целевого применения.
  • Специальные.

Кроме этого, при борьбе с огнём применяется вспомогательная техника.

Основные

Служат для транспортировки людей, тушения возгораний при помощи воды или пены из имеющегося резервуара, гидранта или водоёма, выполнения АСР. Могут применяться на территории городов и за их пределами. В зависимости от конкретного варианта использования различают следующие виды:

  • автоцистерны (АЦ, АЦЛ, АЦПК);
  • насосно-рукавные (АНР);
  • с насосом высокого давления (АВД);
  • первой помощи (АПП);
  • пожарно-спасательные (АПС и ПСА).

Исходя из того на каком месте используется, каким типом средств выполняется тушение и дополнительные функции, подразделяют на следующие ПА:

  • аэродромные (АА);
  • порошкового тушения (АП);
  • пенного тушения (ПТ);
  • комбинированного тушения (АКТ);
  • газового тушения (АГТ);
  • газоводяного тушения (АГВТ);
  • насосная станция (ПНС);
  • газоводяное тушение (АГВТ);
  • пеноподъемник (ППП).

Специальные

Такие пожарные автомобили используются для выполнения определённых видов работ во время пожара, например – поднятие грузов и средств пожаротушения, слом конструкций, подача освещения, удаление воды из сооружений, ремонт оборудования и т.д. Сюда относятся следующие автомобили:

  • автолестница (АЛ);
  • коленчатый автоподъёмник (АПК);
  • телескопический автоподъёмник с лестницей (ТПЛ);
  • аварийно-спасательный (АСА);
  • водозащитный (АВЗ);
  • связь и освещение (АСО);
  • газодымозащита (АГ);
  • дымоудаление (АД);
  • рукавный (АР);
  • штабной (АШ);
  • автолаборатория (АЛП);
  • профилактика и ремонт связи (АПРСС);
  • диагностика техники (АДПТ);
  • база службы газодымозащиты (АБГ);
  • техническая служба (АПТС);
  • отогрев техники (АОПТ);
  • компрессорная станция (ПКС);
  • пожарно-технический (АТ);
  • оперативно-служебный (АОС).

Вспомогательная техника

Основная задача этих автомобилей – обеспечение нормального функционирования пожарных автомобилей. Сюда может относиться перевозка людей, грузов, оборудования, инструментов, заправки и т.д. К вспомогательной технике относятся:

  • бензовоз;
  • автомастерская;
  • легковые и грузовые машины;
  • автобусы.

4.Технические характеристики пожарных багров и ломов

  • Новости
  • Статьи
  • Все новости Обсуждаемые

    Все статьи

Admin 1 месяц назад 0

Страшный пожар в Башкирии унес жизни одиннадцати стариков

Подробнее

Разбор пожара в торговом центре «М5 Молл» в Рязани

Admin 2 месяца назад 0

Курские пожарные спасли поросят и коз

Admin 2 месяца назад 0

В Нижневартовске сотрудника МЧС будут судить за мошенничество

Admin 2 месяца назад 0

В МЧС заявили, что все спасательные центры на 100% укомплектованы необходимыми роботами

Admin 2 месяца назад 0

Приказ №881н от 11.12.2020 г. Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны

Admin 23 дня назад 0

Parimatch бк/казино

parimatch.cyou 2 месяца назад 0

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПО ПОЖАРНО-СТРОЕВОЙ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ. Учебное пособие

Admin 3 месяца назад 0

Календарь дежурных смен пожарной охраны на 2021 год

Admin 3 месяца назад 1

Рассказ о том как мы провели время во Владивостоке

Robertovest 3 месяца назад 0

Классификация

В основе классификации пожарно-технического вооружения лежит принцип назначения. Выделяют пять типов ПТВ:

  • оборудование и спецсредства для поиска и эвакуации людей, материальных ценностей из высотных зданий;
  • оборудование для вентиляции и нормализации воздушной среды, а также средства защиты органов дыхания;
  • немеханизированный пожарный инструмент;
  • механизированное оборудование для разборки конструкций;
  • оборудование для перекачки и сбора жидкостей.

В стандартной комплектации ПА общего назначения (автоцистерны, насосно-рукавные ПА, машины первой помощи) имеют:

  • Аварийно-спасательный инструмент для расчистки препятствий на пути к источнику. Сюда входит молоток, багор, топор, лом, средства для резки проводов.
  • Средства для проведения спасательной операции: лестницы, канаты, маты, устройства для поднятия на высоту.
  • Инструменты с электроприводом: пневмодомкрат, заглушка, пластырь.
  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания, рук и ног.
  • Гидравлические установки.

Полная опись ПТВ в отсеках пожарного автомобиля предполагает наличие:

  • всасывающей сетки;
  • пожарной колонки;
  • пожарных разветвлений;
  • соединительных переходных головок;
  • водосборника;
  • лафетного ствола;
  • ручного пожарного ствола;
  • ручного ствола-распылителя;
  • ручного ствола комбинированного типа;
  • ствола-распылителя высокого давления;
  • воздушно-пенного ствола;
  • пеногенератора средней кратности;
  • пожарной лестницы;
  • спасательной веревки;
  • пожарного крюка;
  • лома;
  • багора;
  • гидроэлеватора;
  • диэлектрических средств из резины;
  • установки комбинированного пожаротушения;
  • термоагрессивостойкого костюма из специальных полимерных материалов;
  • теплоотражательного костюма;
  • рукавных спасательных устройств;
  • аварийно-спасательного инструмента.

Согласно нормам каждый тип пожарных автомобилей имеет свой табель положенности ПТВ, являющийся обязательной документацией.

Это интересно: Гидравлический удар. Определение. Причины. Защита.

Классификация пожарных стволов. Их назначение, устройство, характеристика, порядок применения и эксплуатация.

Пожарные стволы – это один из основных видов пожарного оборудования. Пожарный ствол представляет собой специальное устройство, которое предназначено для формирования и дальнейшего направления струи воды и различных огнетушащих веществ к месту пожара. Пожарный ствол состоит из корпуса, соединительной пожарной головкой и насадки, которая отвечает за тип струи. Корпус пожарного ствола производится из алюминия, латуни, иногда из пластика, и может дополнительно оборудоваться ремнем или оплеткой на корпусе для удобства использования ствола. Соединительная головка пожарного ствола бывает муфтой, рукавной или цапковой, она обеспечивает быстрое и надежное соединение пожарного ствола с пожарным рукавом. Пожарный ствол монтируется на окончании рукавной пожарной напорной линии.

Классификация пожарных стволов

Дополнительные материалы:

https://youtube.com/watch?v=QvWxxJQ_1ec

Учебные вопросы:

  1. Классификация пожарных стволов. Их назначение, устройство, характеристика, порядок применения и эксплуатация.
  2. Ознакомление с правилами содержания пожарных стволов.
  3. Требования технического регламента к пожарным стволам.
  4. Назначение, устройство и принцип работы пеносмесителей, пеногенераторов и воздушно-пенных стволов.
  5. Требования безопасности при работе с оборудованием для получения воздушно-механической пены.

Виды и типы пожарных стволов

Пожарные стволы производятся различных видов и типов. В зависимости от того какой вид огнетушащего вещества будет использоваться, пожарные стволы подразделяются на водяные и водопенные, пенные и воздушно-пенные, порошковые. В зависимости от того есть возможность перекрытия подачи воды или нет, пожарные стволы подразделяются на неперекрывные и перекрывные. Пожарные стволы по размерам и своей пропускной способности подразделяются на ручные и лафетные.

Ручные пожарные стволы выпускаются следующих типов:

ручной пожарный ствол под навязку РС50.01 и РС-70,01

ручной пожарный ствол РС-50 и РС-70

Лафетные пожарные стволы выпускаются следующих типов:

  • переносной лафетный пожарный ствол
  • стационарный лафетный пожарный ствол

Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования

Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:

  • поддержание техники в постоянной боевой готовности;
  • безопасность эксплуатации машин;
  • своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
  • работу техники в межремонтные периоды;
  • минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.

Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.

Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:

  • текущего;
  • планово-предупредительного.

Текущее:

  • ежедневно при смене дежурства;
  • при выполнении боевых задач;
  • после возвращения с пожара.

Планово-предупредительное:

  • ТО-1;
  • ТО-2;
  • сезонное.

По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.

Средства связи

Для приема и передачи сигналов в подразделениях ГПС используют средства радиосвязи или проводной системы. В общей классификации выделяют штатные и подвижные модули, при этом, чем шире сеть, тем больше технических характеристик средств связи можно задействовать в конкретной ситуации и повысить эффективность работы на пожаре.

Система связи ГПС работает с использованием технических средств:

  • техники и аппаратов (радиостанции, передатчики и ретрансляторы, телеграф, телефонная и телевизионная аппаратура, устройства громкой связи);
  • измерительной аппаратуры и устройств электропитания;
  • проводных линейных средств (кабелей);
  • сигнальных средств (звуковых и светотехнических).

К штатным модулям относятся стационарные узлы, усилительные и ретрансляционные пункты, антенно-мачтовые и фидерные устройства, постоянные кабельные и воздушные линии связи. В стационарном узле все технические средства объединены между собой в определенном порядке и обеспечивают повседневную деятельность подразделений ГПС. Подвижные модули – это средства связи, монтируемые на транспортных средствах.

Проводные устройства

Проводная связь предполагает передачу сигналов по проводам.

В работе гарнизона используются местные или междугородние линии и проводные линии федеральных органов исполнительной власти. В работе задействованы наземные линии, усилители и оконечная аппаратура.

Самый простой и массовый способ сообщения сигналов о пожаре – использование телефонов. Служебные системы при этом работают на частоте 300-3400 Гц. В пожарной охране преимущество остается за кабельными телефонными линиями, хотя могут использоваться и воздушные. Сеть проводной связи гарнизона обязательно включает в себя выделенную спецлинию «01» или «101», которая обеспечивает соединение с единой дежурно-диспетчерской службой.

Радиосвязь

Обеспечивает прием и передачу сигналов при помощи радиоволн. Используются технические средства:

  • стационарные, которые устанавливают на центрально пункте и на отдельных постах ГПС;
  • мобильные, которые ставятся на пожарные автомобили;
  • носимые, входящие в индивидуальное оснащение личного состава.

С учетом характера выполняемых задач используют различные виды радиосетей:

  • для соединения ЦУКС с ЦППС (ПСЧ);
  • для координации ЦППС (ПСЧ) и автомобилей, работающих на пожаре;
  • для управления и координации сил на месте тушения;
  • для взаимодействия с подразделениями РСЧС;
  • для проведения административно-управленческой деятельности.

Радиостанции работают на отведенных для них частотах, менять которые категорически запрещается. По типу исполнения применяют радиостанции:

  • портативные с питанием от аккумулятора — применяются для оперативной передачи сообщений с места пожара;
  • автомобильные, подключаемые к бортовой сети автомобиля, в отличие от переносных радиостанций обеспечивают соединение с транспортным средством на дальних расстояниях;
  • стационарные (базовые), устанавливаемые на объекте с питанием от внешнего источника и подключением к внешней антенне.

Порядок применения пожарных стволов

Целенаправленное и грамотное использование противопожарных устройств предполагает следующую схему действий:

  • В положении стоя – тяжесть установки необходимо равномерно распределить, одной рукой удерживая кистью руки снизу и пальцем сверху приспособление, второй ладонью – корректировать действия на соединительном звене;
  • В лежачем положении – упор производится на локтевые суставы, ствол фиксируется по схеме положение стоя;
  • В положении с колена, когда одна нога опущена на землю, вторая отведена вперед – пожарный ствол удерживается одной ладонью сбоку, вторая – располагается на насадке;
  • В положении на лестнице – установка вместе с напорной линией фиксируется на соединительное звено, руки действуют по стандартной схеме.

Для осуществления поворота насадки производится поворот туловища без движения других частей пожарного. Работа с перекрывным оборудованием осуществляется двумя пожарными – держателем и подствольщиком.

Проблесковые маячки и фары

Особенностью всех ПА считается наличие электрооборудования. Сюда входят приборы сигнализации и освещения. Расположение электрооборудования приведено на примере автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131.

Все выключатели обычно размещают в кабине водителя. Для освещения объекта используется фара-прожектор, установленная на кронштейне по внешним углам кабины. Ее положение можно менять в горизонтальной и вертикальной плоскости. В задней части автомобиля расположена задняя фара, которая освещает насосное отделение при заборе воды из водоема. Ее положение также можно менять за счет кронштейна пенала. Мощность фар зависит от их типа – 41 или 27 Вт для ФТ1Б или ФТ304 соответственно.

На крыше ПА закреплены фонари, которые подают прерывистые сигналы синего цвета. Для освещения кабины и салона боевого расчета, отделения для насоса и отсеков с ПТВ используются плафоны ПК-201 с лампами 5.9 Вт. Активация ламп насосного отделения осуществляется при помощи кнопок на щитке этой секции. Он крепится на стенке с правой стороны. На нем расположены контрольные лампочки наполнения цистерны: четверть, половина и полная заправка. Здесь же находится и индикатор нагрева воды в системе охлаждения (срабатывает при температуре выше 115°С). Также предусмотрена отдельная лампочка, показывающая падение давления в системе смазки двигателя. На щиток вынесена и кнопка дистанционного запуска стартера.

Проблесковые маячки, передние и задние фары, прожектор, а также переключение управления лампами зоны ПТВ из кабины на насосный отсек активируются из кабины водителя.

Пенные

Если же на защищаемом объекте используются в технологическом процессе, транспортируются, хранятся горючие материалы – сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, физико-химические свойства которых не позволяют тушить их водой (например, нефтепродукты, ГСМ, резинотехнические изделия), то тогда используется воздушно-химическая пена различной кратности, производимая в больших объемах специальными устройствами – пеногенераторами для успешной локализации, ликвидации очага пожара.

По функциональным признакам и конструктивным особенностям автоматические установки пенного пожаротушения классифицируют, исходя из кратности применяемой пены, времени пуска, продолжительности их работы, способа питания и получения пенообразующего раствора, типа пенообразующих устройств и способа заполнения трубопроводов.

В зависимости от того, на сколько увеличивается объем по сравнению с исходным, пены бывают низкой (до 20), средней ( от 20 до 200) и высокой (более 200) кратности. Соответственно, установки пожаротушения подразделяются на установки тушения низкой, средней и высокой кратности.

По способу воздействия на очаг пожара пенные установки делятся на установки:

  • общеповерхностного тушения – дренчерные, для защиты всей рабочей площади;
  • локально-поверхностного тушения: спринклерные – для защиты отдельных аппаратов, отдельных участков помещений; дренчерные – для защиты отдельных объектов, аппаратов, трансформаторов и т.п.;
  • общеобъемного тушения – предназначены для заполнения защищаемых объемов;
  • локально-объемного тушения – для заполнения отдельных объемов технологических аппаратов, небольших встроенных складских помещений и др.;
  • комбинированного тушения – соединены схемы установок локально-поверхностного и локально-объемного тушения для одновременной подачи пены в объем или по поверхности технологических аппаратов и на поверхность вокруг них.

Пенообразующий раствор в пенных АУП может быть получен объемным способом (предварительное приготовление водного раствора пенообразователя в резервуаре, из которого насосами он подается в распределительную сеть) при помощи струйных устройств, автоматических дозаторов, насосных дозирующих систем.

По способу заполнения трубопроводов пенные АУП могут быть сухотрубными, заливными и циркуляционными.

Сухотрубные установки заполнены пенообразующим раствором до запорно-пусковых устройств, поэтому при включении установки требуется некоторое время для заполнения трубопроводов.

В целях сокращения времени включения пенных АУП используют способ заполнения трубопроводов до оросителей (в пенных АУП спринклерного типа) или до уровня распределительных рядков в стояках (в пенных АУП дренчерного типа).

В быстродействующих установках применяют способ постоянного циркулирования пенообразующего раствора в трубопроводах, что в значительной степени повышает оперативную готовность пенных АУП.

Наглядно работа данного виды системы пожаротушения на складе (ангаре)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий