Технология обвязки арматуры для ленточного фундамента

Как правильно армировать — пошаговая инструкция

Связывание арматуры для остова делается либо сразу в опалубке, либо за ее пределами с последующей установкой в местах использования.

Этапы вязки «скелета» фундамента:

  • 1 этап. Выкладывание поперечных стержней с длиной на 100 мм меньше, чем ширина фундамента.
  • 2 этап. Выкладывание двух нижних хлыстов продольной арматуры. В два этапа создается нижний пояс.
  • 3 этап. Установка вертикальных опор в местах соединения с высотой на 100 мм меньше, чем высота готового фундамента.
  • 4 этап. К вертикальному каркасу крепится верхний пояс, который делается с использованием пунктов первых двух этапов.

Независимо от того, где происходит вязка: непосредственно в опалубке или же отдельно с последующей установкой в опалубку – последовательность шагов неизменна. Если части каркаса собираются отдельно, то их необходимо хорошо связать между собой непосредственно в опалубке.

Как правильно гнуть арматуру?

Правильность работы с инструментами, которые способны согнуть металлические основы для дальнейшего использования в процессе армирования, позволяет создавать правильные и надежные гнутые элементы костяка.

Чтобы согнуть металлический прут существует два способа:

  • Горячая гибка – место сгиба нужно раскалить до 700-900 градусов при помощи паяльной лампы, после ударами кувалды или молотка согнуть до нужного угла.
  • Холодная гибка – предполагает использование специального станка. Некоторые хлысты можно гнуть руками (до 8мм), либо при помощи рычага, но при этом нужно контролировать угол изгиба.

Раскрой

Если диаметр прутьев не превышает 12 мм, для резки применимы ножовка по металлу, либо ленточная пила. Если диаметр штырей больше 12 мм, лучше применять «болгарку» со специальной насадкой, предназначенной для «мягкой» стали.

Автоматический инструмент способствует ускорению строительно-монтажных работ, но требует аккуратной работы, чтобы избежать травматизма.

Расположение

Арматура должна отступать от края фундамента вовнутрь на 50-60 мм. Это предотвратит коррозию металла внутри фундамента и создаст защитный слой из бетона. Глубже делать не рекомендуется, так как остов перестанет выполнять свои функции и противостоять внешним воздействиям среды на бетон.

Для создания цельносвязанного каркаса необходимо соединять вертикальные и поперечные стержни одним хомутом.

Как правильно уложить продольную арматуру?

Продольная арматура должна обеспечивать равномерность распределение деформационных сил по всему фундаменту.

То есть она делает бетон работоспособным. В п. 7.3.6 СНиП 52-01-2003 указывается, что шаг между продольными армирующими прутами нужно рассчитывать исходя из их типа (стены, плиты перекрытия, балки, колонны), а также высоты и ширины поперечного сечения.

Но при этом расстояние между продольными прутками не должно быть более 400-500 мм. При укладке следует использовать целые хлысты без соединений, удлиненные на 1,5-2 метра для того, чтобы сделать загибы по углам. Это повысит их прочность.

Укладка поперечной

Правила поперечного армирования рассмотрены в п. 7.3.7 СНиП 52-01-2003. Вертикальная и поперечная арматура размещается с отступом до 300 мм друг от друга.

Но при этом это расстояние не должно быть меньше половины высоты основания. Она забирает на себя часть поперечной нагрузки, которая воздействует на бетон и предупреждает формирование наклонных трещин.

Процесс вязки

Для вязки существует специализированная «вязальная» проволока

Чтобы правильно выбрать необходимый материал, нужно обратить внимание на его состав

В состав вязальной проволоки входит низкоуглеродистая сталь. Отличается она белым цветом.

В процессе связывания достаточно приобрести проволоку диаметром от 1,0 до 1,4 мм. Если использовать минимальную толщину, то материал легко рвется. При использовании более толстой продукции в процессе монтажа будет сложно ее скручивать.

Для вязки двух элементов остова необходимо подготовить отрезы длиной 250-500мм, для соединения трех штырей нужны отрезы не менее 500мм. Отрезаемая длина зависит от диаметра связываемых материалов. При связывании нескольких элементов, вязальную проволоку следует складывать пополам.

Углы основания

Чтобы обеспечить гармоничный переход двух векторов разной нагрузки, нужно правильно произвести армирование углов. В этом случае применимы гнутые элементы.

При достаточной длине продольных стержней лучше будет завести хлысты за угол на 600-700мм. Цельные элементы значительно повысят прочность отдельных хомутов.

При этом шаг пояса из вертикальной и поперечной арматуры должен составлять ½ шага прямых участков ленточного фундамента.

Ленточный фундамент

Ленточный фундамент имеет массу преимуществ по сравнению с другими основаниями. Он подходит для строительства основы и многоэтажных, и одноуровневых зданий на любом типе грунта. Именно поэтому он так часто используется в индивидуальном строительстве. Зная основные принципы работы, и точно следуя им, при правильно выполненных расчетах можно легко возвести фундамент своими руками.

При эксплуатации постройки часто появляется осадка. Почва под подошвой основания становится плотнее. И чем больше давление на фундамент, тем быстрее происходит этот процесс. Если расчеты выполнены правильно и нагрузка равномерно распределяется на грунт, то на ленточном основании не появляются трещины и сколы по бокам. Но на самом деле, часто случается обратное.

Неопытный строитель может столкнуться в этом случае с проблемой, как правильно армировать ленточный фундамент. Ведь от этого зависит, как долго будет эксплуатироваться постройка. Поэтому стоит подробнее остановиться на выборе материала и самой технологической последовательности.

При замерзании грунты вспучиваются и от этого на фундамент воздействуют дополнительные усилия

Металлическая арматура

Самым распространенным типом трубопроката, применяемым при закладке фундамента, является металлическая арматура. В продаже имеются прутья разных диаметров сечения – от 12 до 40 мм. Они широко применяются в строительстве, в частности, для закладки фундаментов под большие, тяжелые здания.

Стоимость продукции напрямую зависит от ее характеристик, а именно:

  • способа проката,
  • марки стали,
  • поверхности (рифленая или гладкая).

Прутья с рифленой поверхностью имеют более высокую цену. Данный тип имеет ребра жесткости, что позволяет изделиям лучше сцепиться с бетоном.

Металлическая арматура

↑ Ленточный фундамент: плюсы и минусы

В качестве базового материала для ленточного основания используют бетон. Этот стройматериал применялся ещё в Древнем Риме, и активно использовался в качестве основы при возведении зданий. Приблизительно 200 лет назад застройщики решили увеличить прочность бетона. В результате был создан железобетон, совмещающий в себе полезные характеристики стальных прутьев и бетона. Благодаря фундаменту из стали и бетонного раствора появилась возможность создания прочных, надёжных и красивых строений. Добавление стальных прутьев в бетон при возведении фундамента назвали армированием.

Проектируя загородный дом, в большинстве случаев используют ленточный фундамент в качестве основы. На создание этого основания уходит приблизительно 25-30% от бюджета на строительство дома.

Плюсы ленточного основания:

  1. Фундамент ленточного типа считается в строительстве одним из самых надёжных. Связывают это с тем, что все применяемые нагрузки на фундамент распределяются равномерно.
  2. Конструкцию легко возвести и заполнить раствором.
  3. Возможно использование фундамента для построек с подвальным помещением и перекрытиями из тяжёлых материалов (железобетон и монолит).
  4. Такой тип основания без проблем можно утеплять, изолировать от насыщения влагой.
  5. Для возведения фундаментного сооружения редко применяется спецтехника.
  6. Фундамент долговечен, если соблюдаются правила строительства.

Как и все основания, ленточный фундамент имеет и свои минусы:

  1. Требуется заранее провести анализ грунта, чтобы учесть его поведение при промерзании в зимние месяцы.
  2. В сравнении с некоторыми основаниями – высокая стоимость и большой объём земляных работ.
  3. Готовится фундамент долго, приходится ждать затвердения бетона для продолжения строительства.
  4. Возможность использования этого типа основания только на плотных и каменистых почвах.
  5. Не подходит для возведения на проблемном грунте (влажном, торфяном или пучинистом). На таких почвах фундамент нужно заливать на большую глубину, что приведёт к большим расходам.

Форма для ленточного фундамента соответствует плану постройки. Основание является замкнутой конструкцией, и прокладывается по всему периметру здания, обязательно под несущими стенами и внутренними перегородками.

Виды ленточного фундамента

Есть несколько видов этого типа фундамента, все они различны по технологии возведения и глубине закладки в грунт.

  1. Цельнолитой фундамент – это железобетонная лента, которая возводится из бетонного раствора с предварительным армированием. Основание равномерно распределяет все нагрузки на почву. Чтобы увеличить срок эксплуатации основания и устойчивость к нагрузкам, выбирают качественную арматуру.
  2. Сборный фундамент. Создаётся из заранее заготовленных или приобретённых бетонных блоков. Этот вид отличает долговечность и высокая прочность. Устойчивость повышают с помощью применения железобетонных подошв. Их устанавливают на песчаную подушку, сверху монтируются сами бетонные блоки. Данный вид фундамента используют в малоэтажном строительстве.
  3. Мелкозаглубленное основание. Его закладывают выше уровня, на котором промерзает почва. Глубина закладки не больше 50 см. Если используется этот вид основания, то по всему периметру выполняют утепление, которое сведёт к минимуму воздействие природных факторов.
  4. Заглубленное основание. Закладка выполняется на глубину, которая на 15-20 см ниже того уровня, где проходит линия промерзания почвы. Фундамент этого типа обустраивают с армированным поясом.

Особенности арматуры

Так как в силу многих причин точно рассчитать основание достаточно трудно, специалистами были разработаны рекомендации к армировке ленты фундамента.

Они таковы

  • диаметр продольных прутов должен быть не менее 12 мм;
  • число рабочих прутов в каркасе должно быть не меньше четырех (может быть шесть);
  • шаг поперечной армировки составляет от 200 до 600 мм. Сечение стальных прутов-6-8мм;
  • ленточный фундамент минимально должен быть толщиной 300 мм.

В верхнюю часть фундамента, подверженную сжимающим усилиям можно закладывать арматуру меньшего диаметра, чем в растянутую нижнюю. Ведь часть нагрузок вверху примет на себя бетон

Т-образные пересечения и места, которые могут подвергаться деформации, необходимо усилить с помощью закладных изделий (например, арматурными вутами или лапками). Они должны соответствовать размерам рабочих прутов по диаметру.

Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента

С точки зрения важности, укладка и вязка каркаса никак не менее ответственный этап, что и расчет. Прежде всего нужно понять, для чего все эти хлопоты по предварительному сбору каркаса

Задача тут стоит расположить в пространстве все металлические элементы и зафиксировать до заливки бетоном. И удержать на месте во время заливки. Не нарушая при этом прочностных характеристик самой арматуры – вот почему арматуру вяжут, а не сваривают.

Фото: Схема вязки арматуры для ленточного фундамента

Термическая обработка ослабляет отдельные участки по краям соединения и на разрыв они становятся менее прочными. Хотя в сейсмических районах сварку все же применяют. Но соединяют только вертикальные и продольные связи. А поперечные все равно вяжут. Правда, как уже говорилось, в этом случае стоит применять особую марку арматуры. Той, в маркировке которой есть буква С.

Сначала в траншее устанавливают опалубку. Иногда в качестве нижнего ограничителя использует стенки траншеи, но это не всегда удобно и возможно. Поэтому лучше все же работать с полноразмерной опалубкой.

На опалубку пускают любые доступные материалы: доски, листы РСП, металл

Важно, чтобы все элементы конструкции стыковались с щелями не более 3 мм. В противном случае возможно образование раковин

Лучше, когда схема армирования ленточного фундамента нарисована заранее – легче будет ориентироваться при закладке арматуры внутрь опалубки. Если опалубка выходит высокая, то желательно проектировать ее шириной 50 см или более, даже если требуются в теории менее массивные конструкции – просто чтобы можно было работать внутри нее и нормально соединять элементы.

Вяжут в местах пересечения любых элементов конструкции и там, где они соединяются, наращиваются. Вязки при этом идут не реже чем через 25 см, а взаимный перехлест прутьев должен быть в пределах 25 – 50 диаметров. То есть при толщине 10 мм нахлест должен составлять от 25  до 50 см. На углах частота хомутов удваивается.

Нельзя в углах просто соединять нахлестом продольные прутья и связывать их. Для крепления углов нужно использовать Г-образные или П-образные (при Т-образном примыкании стен) гнутые элементы. При этом нахлест арматуры при вязке минимум 50 диаметров. В углах увеличивают количество и поперечных элементов, пуская их с шагом 0,4 высоты элемента, но не реже чем через 25 см.

Вязка арматуры на углах

Технически это выглядит примерно так. На дно траншеи засыпают песок толщиной примерно 15 см, проливают его. Затем монтируют опалубку и заливают первый слой бетона примерно в 5 см. Чтобы выровнять основание. Потом монтируют опалубку.

Продольные связи должны проходить не ближе чем в 5 см от стен опалубки. В противном случае они заржавеют. Чтобы арматурный пояс не соприкасался с низом формы, под него подкладывают небольшие камни или кирпичи, которые потом останутся в заливке. Но можно поступить иначе. На месте поперечных арматурин по всему нижнему поясу сверлятся в опалубке отверстия, равные диаметру арматуры или чуть больше. В которые затем вставляют прутья арматуры, отрезанные с небольшим запасом. Получаются как бы небольшие кронштейны, на которые потом и опираются продольные элементы, а уж к ним прикручиваются и вертикальные.

Схема вязки на углах

Арматуру монтируют поясами. Лучше прямо в опалубке. Крутить все это снаружи, а потом переносить в опалубку много сложнее и тяжело физически. Прутья режут ножовкой по металлу, болгаркой, гидроножницами – чем удобнее, что имеется под рукой.

Соединения

Традиционный материал для фиксации арматуры – мягкая вязальная проволока, сложенная вдвое. Считается, что удобнее

Так вяжут арматуру крючком

всего в работе проволока для вязки арматуры, диаметр которой 1,2 – 1,5 мм. Правда, в пособиях по строительству часто поднимается вопрос, можно ли вязать арматуру пластиковыми хомутами. Этот способ несколько менее бюджетен, но предпочтительнее с точки зрения временных затрат.

Конечно, задача вязки – зафиксировать некую пространственную конструкцию до заливки ее бетоном. И с этой позиции применение хомутов допустимо. Но на деле метод лучше оставить для каких-то неответственных и малогабаритных элементов. Для фундамента все же лучше применять проволоку, поскольку где-то придется опираться на вязки, где-то потребуется максимально жесткое крепление, которых пластиковый хомут не в состоянии обеспечить. Тем более, что существует простое приспособление для вязки, заметно ускоряющее процесс.

Требования к параметрам арматурного каркаса

Стержни, составляющие конструкцию, различаются по назначению:

Рабочая арматура. Так называются продольные горизонтальные прутья, размещаемые вдоль ленты фундамента.

Хомуты. Делятся на поперечные горизонтальные и вертикальные, связывают каркас в единое целое.

Арматурный каркас фундамента в частном строительстве часто имеет параметры:

Арматура. Металлическая или композитная, сечением 11-14 мм (для небольшой хозяйственной постройки), с периодическим профилем и сечением 12-18 мм (для армирования фундамента ленточного типа).

Пример как вязать арматуру для фундамента поперечными хомутами

Горизонтальные элементы. Стержни укладываются с нахлестом и соединяются с вертикальными элементами. В мелкозаглубленном фундаменте делают 2 слоя (от 2 до 4 стержней в каждом), в глубокозаглубленном — 3. Расстояние между стержнями не превышает 30-40 см.

Вертикальные элементы (соединяющие и поддерживающие верхний и нижний слой) размещаются через 40-90 см. Нагрузка на вертикальные элементы небольшая, поэтому для них могут использоваться стержни сечением 6-11 мм.

Защита от коррозии. Арматурный каркас должен быть целиком погружен в бетон; от опалубки его должны отделять 6-8 см. При организации фундамента для частного дома арматурные прутья в большинстве случаев соединяются с помощью вязального крючка.

Расчет количества расходных материалов для вязки арматуры

Количество материала (в погонных метрах) рассчитывают на основе:

Параметров фундамента (длины, ширины, глубины)

Схемы армирования (количества слоев и продольных прутьев по ширине)

Чаще всего материал для армирования реализуют не погонными метрами, а килограммами. Для перевода величин существуют специальные таблицы. Пластиковую арматуру чаще продают погонными метрами.

Схема армирования ленточного фундамента

Армирование углов

В конструкции ленточного фундамента самое слабое место — углы и примыкание простенков. В этих местах соединяются нагрузки от разных стен. Чтобы они успешно перераспределялись, необходимо арматуру грамотно перевязать. Просто соединить ее неправильно: такой способ не обеспечит передачу нагрузки. В результате через какое-то время в ленточном фундаменте появятся трещины.

Правильная схема армирования углов: используются или сгоны — Г-образные хомуты, или продольные нитки делают длиннее на 60-70 см и загибают за угол

Чтобы избежать такой ситуации, при армировании углов используют специальные схемы: пруток с одной стороны загибают на другую. Этот «захлест» должен быть не менее 60-70 см. Если длины продольного прутка на загиб не хватает, используют Г-образные хомуты со сторонами тоже не менее 60-70 см. Схемы их расположения и крепления арматуры приведены на фото ниже.

По такому же принципу армируются примыкания простенков. Также желательно арматуру брать с запасом и загибать. Также возможно использование Г-образных хомутов.

Схема армирования примыкания стен в ленточном фундаменте (чтобы увеличить картинку щелкните по ней правой клавишей мышки)

Обратите внимание: в обоих случаях, в углах шаг установки поперечных перемычек уменьшен в два раза. В этих местах они уже становятся рабочими — участвуют в перераспределении нагрузки

Советы

Следует ознакомиться с многократными ошибками, которые допускают неопытные мастера при выполнении армирования без соблюдения определенных правил.

  • Первоначально необходимо разработать план, по которому в дальнейшем будут выполняться вычисления по определению нагрузки на фундамент.
  • Во время изготовления опалубки не должно образовываться никаких щелей, в противном случае через эти отверстия будет вытекать бетонная смесь и снизится прочность конструкции.
  • На почву обязательно нужно выполнить гидроизоляцию, при ее отсутствии снизится качество плиты.
  • Запрещается, чтобы арматурные прутья контактировали с почвой, такой контакт приведет к появлению ржавчины.
  • Если решено выполнять армирование каркаса методом сварки, то лучше употребить прутья с индексом С. Это специализированные материалы, которые предназначены для сварки, поэтому под влиянием температурных режимов не теряю свои технические характеристики.
  • Не рекомендуется применять гладкие прутья для армирования. Бетонному раствору не за что будет закрепиться, а сами стержни будут в нем скользить. При движении грунтов такая конструкция растрескается.
  • Устраивать углы посредством прямого пересечения не рекомендуется, арматурные изделия гнутся очень тяжело. Иногда при армировании углов приходят к хитростям: раскаляют металлическое изделие до податливого состояния либо при помощи болгарки подпиливают конструкции. Оба варианта запрещены, ведь при данных процедурах материал теряет свою прочность, что в дальнейшем приведет к негативным последствиям.

Основные параметры изделия

Проволока, используемая для обвязки арматуры для бетона, может поставляться заказчику в мотках или намотанной на катушки. При этом вес такого мотка или катушки оговаривается требованиями нормативного документа. Так, в стандарте указано, что минимальный вес мотка или катушки, в которых поставляется проволока диаметром 1,1–2 мм, должен составлять:

  • 2 кг (при наличии на изделии цинкового покрытия);
  • 8 кг (без цинкового покрытия).

Качественная проволока отличается нормированной жесткостью и выдерживает большее число перегибов

Потребитель по предварительной договоренности с производителем может заказать мотки, вес которых будет составлять 0,5–1,5 тонн. На мотки с вязальной проволокой для арматуры вне зависимости от их веса может быть намотан только один отрезок изделия. В отличие от мотков, катушки могут содержать до 3 таких отрезков.

В отгрузочных документах на партию вязальной проволоки для арматуры указывается только вес, и определить длину можно лишь приблизительно. Стандартом такой параметр не оговаривается, а определение длины изделия в мотке или на катушке затрудняется еще и тем, что даже в нормативном документе указано, что диаметр поставляемой заказчику проволоки может отличаться от номинального в меньшую сторону.

Пример сопроводительной накладной на партию вязальной проволоки

Допуски на предельные отклонения диаметра вязальной проволоки с размером поперечного сечения 1,1–2 мм в зависимости от точности изготовления находятся в интервале 0,05–0,12 мм. Для того чтобы определить, сколько метров изделия имеется в мотке, необходимо сначала выяснить, каким удельным весом оно обладает (иначе говоря, сколько весит 1 погонный метр проволоки определенного диаметра). Быстрым и точным методом определения этого параметра является деление массы предварительно взвешенного отрезка изделия на его длину. Чтобы узнать, сколько метров вязальной проволоки для арматуры находится в мотке, достаточно разделить общий вес мотка на полученную величину.

Допустимые отклонения диаметра проволоки по ГОСТу

Второй метод определения общей длины проволоки в мотке является чисто расчетным и позволяет вычислить достаточно приблизительные параметры. Зная номинальный диаметр проволоки в мотке, который может отличаться от фактического значения ее поперечного сечения в большую сторону, вес одного метра изделия определяется по формуле. С учетом данных погрешностей расчетный вес одного метра вязальной проволоки для арматуры окажется меньше его фактического значения. Это означает, что и фактическая длина изделия в мотке окажется больше той, которая получена при выполнении расчетов.

Погрешность между фактическим и расчетным значениями будет еще больше, если в мотке проволока с цинковым покрытием. В таких случаях увеличение погрешности обусловлено тем, что плотность цинка, которым покрыта поверхность проволоки, меньше, чем аналогичный параметр стали (плотность стали составляет 7850 кг/м3, в то время как плотность цинка – 7133 кг/м3). Чтобы точно определить длину оцинкованной проволоки в мотке, необходимы сложные расчеты с учетом толщины защитного слоя, которая также может меняться по всей длине изделия. Именно поэтому подобные вычисления будут всегда выдавать значения с различной степенью точности.

Минимальная масса отрезка проволоки на катушке

На практике для определения веса одного погонного метра как покрытой, так не покрытой защитным слоем цинка вязальной проволоки для арматуры используют одну и ту же формулу M=q x S x h, где:

  • M – вес одного погонного метра проволоки, измеряемый в кг;
  • q – плотность металла, из которого изготовлена проволока;
  • S – площадь поперечного сечения проволоки, измеряемая в м2;
  • h – длина изделия.

Площадь поперечного сечения проволоки, которое представляет собой круг определенного диаметра (d), вычисляется по формуле S=3,14 х d2/4.

В качестве примера рассчитаем длину мотка вязальной проволоки весом 8 кг, имеющей диаметр 1,1 мм.

  • Площадь поперечного сечения: S=3,14 х 0,00112/4 = 0,00000095 м2.
  • Вес одного погонного метра изделия: М=7850 х 0,00000095 х 1 = 0,00745 кг.
  • Длина проволоки в мотке: L=8/0,00745 = 1073 м.

Преимущества

Существуют три способа соединения арматурных прутьев ленточного фундамента, одним из них является вязка, которую можно осуществлять как на стройплощадках, так и в заводских цехах. Применение ленточного фундамента встречается при строительстве индивидуальных построек более часто. Надежность фундамента зависит в первую очередь от качества монтажа арматуры, придающей прочность всей конструкции.

Перевязывание специально сложенных стальных прутьев с помощью проволоки на углах.

Являясь опорой здания, фундамент основан на арматурном каркасе, который собирается воедино путем вязки арматуры.

Крючок используется для механического соединения арматуры.

В течение срока службы ленточного фундамента происходит процесс его оседания, образуются трещины. Использование арматуры в ленточном фундаменте делает его устойчивым. Вязка арматурного каркаса – это процесс перевязывания специально сложенных стальных прутьев с помощью проволоки на углах

Важно, чтобы вязка производилась грамотно, поэтому необходимо знать, как использовать специально предусмотренные для этого инструменты, тогда каркас будет прочным и долговечным

Вязка арматуры является наиболее приемлемым способом соединения арматурных прутьев, поскольку сварка имеет ряд следующих недостатков:

Выбор арматуры

От выбора арматуры зависит прочность каркаса.

Существует два основных вида:

  • cтальная (металлическая);
  • композитная (стеклопластиковая)

Последняя разновидность возникла в 50-х годах прошлого столетия, но не нашла широкого распространения в индивидуальном строительстве, несмотря на то, что она имеет ряд преимуществ по сравнению с металлической.

Стальная арматура, в свою очередь, может быть:

  • стержневая;
  • проволочная.

Для выполнения армирующих работ на ленточном фундаменте используется стержневая арматура периодического профиля, как рабочая (другое название — продольная) и гладкая (поперечная) в качестве вспомогательной.

Продольная арматура должна обеспечивать хорошее крепление к бетону. Поэтому чаще всего выбирают периодические рифленые профили. Она отличается и по классам прочности. В советские времена в соответствии с ГОСТ, в частном строительстве чаще всего применялся класс A-3 , что, как указывается в современной строительной литературе, соответствует маркировке- A400.

Для монтажа деталей каркасов в поперечном направлении используются стальные стержни класса A-1, или ее современный аналог- A240. Но большой разницы между ними нет.

Необходимые материалы и инструменты

Перед тем, как вязать стеклопластиковую арматуру для фундамента, необходимо закупить материалы и подготовить инструменты для работы.

Обычно для усиления монолитных конструкций применяются горизонтальные плоские сетки, соединенными пространственными связями в единое целое. Такая схема подходит для укладки ленточного и плиточного фундамента под здание, или для подготовки каркаса под заливку основания для забора.

Отдельные пруты между собой связывают металлической проволокой с помощью специальных крючков или пистолета (материал по теме вязки арматуры представлен здесь).

Также их можно соединять хомутами.

До начала работ приобретают следующие материалы:

  • стеклопластиковые пруты (диаметр должен соответствовать проектной документации);
  • металлическую проволоку или пластиковые хомуты.

Арматура из пластика поставляется в бухтах, поэтому перед началом работ ее необходимо нарезать по размеру. Резать арматуру можно обычной ножовкой по металлу или отрезным диском углошлифовальной машинки (материал по резке стеклопластиковой арматуры размещен тут). Размечать пруты на отдельные куски удобно будет маркером.

Для вязания выбирают металлическую проволоку диаметром от 1 мм. Такой размер позволяет создать надежный узел, который будет удерживать пересечение отдельных прутов без перепадов по высоте.Для нарезки проволоки на отдельные куски будет достаточно бухту с проволокой раскроить на 3 части углошлифовальной машинкой.

Для придания проволоке большей эластичности, ее рекомендуют отжечь на костре. После термической обработки проволока легко гнется и затягивается узлом на месте соединения арматурных прутов. Необработанная проволока хуже затягивается и не дает плотного захвата соединения, а также чаще рвется.

В качестве инструмента для вязания проволоки могут использоваться:

  • плоскогубцы;
  • вязальные крючки;
  • вязальные пистолеты.

Работать плоскогубцами неудобно. Для получения правильного узла приходится прикладывать много усилий, а скорость работы будет ниже в несколько раз, чем при использовании других инструментов. Чаще всего строители применяют вязальные крючки.

Крючки бывают двух видов:

  • Ручные. Такой инструмент потребуется вращать усилием руки.
  • Полуавтоматические. Они снабжены внутренней резьбой, и при протягивании ручки назад, крючок проворачивается, затягивая узел.

Обычный крючок можно приобрести в строительном магазине, но также его легко смастерить самостоятельно из толстой стальной проволоки (об этом читайте в этом материале).

Вязальный пистолет существенно ускоряет процесс подготовки каркаса, но это достаточно дорогой инструмент. Кроме того, габариты пистолета не позволяют осуществить захват соединения прутов в труднодоступных местах — там все равно придется работать обычным крючком.

Пластиковые хомуты

Пластиковые хомуты рассчитываются по количеству соединений с небольшим запасом в 10-15%. Если предполагается 2100 соединений, следует закупить минимум 2350 хомутов. Они стоят дорого, а другого применения для них в строительстве нет. Поэтому при большем расходе лучше докупить недостающее количество.

Для каких целей выполняется вязка арматуры

Стыки прутов делают внахлест

В основном вязка арматуры для фундамента необходима, чтобы конструкция из прутов была прочной. В связи с вязкой образуется надежный каркас армирующей сетки, которая повторяет контур фундамента.

В момент выполнения креплений надлежит стыки прутов делать внахлест, это необходимо для того, чтобы не ослаблялась вся конструкция армирования. Перед тем как вязать арматуру на фундамент, в обязательном порядке следует ознакомиться с вариантами крепления при помощи специальной проволоки

Важно прочно закрепить прутья между собой до того, как основание будет залито бетонной консистенцией

Сразу же фиксируйте каркас в грунт

Некоторые специалисты выполняют соединение двух элементов, используя при этом хомуты одного размера

Важно чтобы обвязка фундамента арматурой была прочной, в противном случае конструкция не выдержит массы бетонного раствора и воздействия вибраций, которые необходимы для качественного уплотнения бетона

Всем известно, что металлическая основа прутов не защищена от негативного влияния влаги, за счет этого может появиться коррозия.

Чтобы избежать этого, вязание арматуры совершается на глубине фундамента в 5 см. Этот слой бетонной консистенции и будет выступать в роли защиты от влаги.

Чтобы весь каркас не сместился за пределы границ, его прочно фиксируют в грунт, используется при этом вязальная проволока, которая надежно соединяет штыри с каркасом. Чтобы подробнее понять, как связать арматуру для фундамента, следует ознакомиться с разнообразными способами фиксации.

Советы

Следует ознакомиться с многократными ошибками, которые допускают неопытные мастера при выполнении армирования без соблюдения определенных правил.

  • Первоначально необходимо разработать план, по которому в дальнейшем будут выполняться вычисления по определению нагрузки на фундамент.
  • Во время изготовления опалубки не должно образовываться никаких щелей, в противном случае через эти отверстия будет вытекать бетонная смесь и снизится прочность конструкции.
  • На почву обязательно нужно выполнить гидроизоляцию, при ее отсутствии снизится качество плиты.
  • Запрещается, чтобы арматурные прутья контактировали с почвой, такой контакт приведет к появлению ржавчины.

  • Если решено выполнять армирование каркаса методом сварки, то лучше употребить прутья с индексом С. Это специализированные материалы, которые предназначены для сварки, поэтому под влиянием температурных режимов не теряю свои технические характеристики.
  • Не рекомендуется применять гладкие прутья для армирования. Бетонному раствору не за что будет закрепиться, а сами стержни будут в нем скользить. При движении грунтов такая конструкция растрескается.
  • Устраивать углы посредством прямого пересечения не рекомендуется, арматурные изделия гнутся очень тяжело. Иногда при армировании углов приходят к хитростям: раскаляют металлическое изделие до податливого состояния либо при помощи болгарки подпиливают конструкции. Оба варианта запрещены, ведь при данных процедурах материал теряет свою прочность, что в дальнейшем приведет к негативным последствиям.

Основные правила крепления

Выбирайте только качественную проволоку

Чтобы было проще понять, как для фундамента вязать арматуру, необходимо составить схему. Ее можно обнаружить в учебниках и специальных пособиях для строительства. В наше время существуют разнообразные способы вязки арматуры с использованием вязальной проволоки и без нее.

В обязательном порядке в момент приобретения проволоки следует обращать внимание на соответствие ее по ГОСТам. В противном случае даже обжиг ей не поможет, так как характеристики могут быть ниже, чем они заявлены

В момент вязки арматуры для фундамента эксперты строительного дела крайне не рекомендуют применение хомутов, которые изготовлены из пластика. Причина в том, что в момент выполнения заливки основания бетонной смесью, связанный каркас из арматуры будет свободно двигаться.

Для армирования фундамента часто применяется готовая сетка

Для изготовления армировочной конструкции под фундамент плитного типа чаще всего применяется металлическая сетка. За счет громоздких размеров основания ее использование решает множество проблем одновременно. Но минусом такой конструкции является более высокая стоимость, чем на приобретение отдельных элементов арматуры. По этой причине многие для экономии стараются связывать конструкцию именно на строительной площадке.

Если объем работ не слишком велик, то выполнить армирование каркаса фундамента можно самостоятельно без посторонней помощи, лишь понадобится немного свободного времени, крючок для работы, арматура и вязальная проволока.

Для неопытных строителей понадобится дополнительно пошаговая инструкция по вопросу, как правильно выполняется обвязка арматуры для основания

  1. От общего мотка вязальной проволоки необходимо отмерить отрезок в 25 см. Этой величины будет достаточно для арматуры с диаметром 12 мм.
  2. Проволоку загибают ровно посередине, затем ее необходимо завести под соединение прутов арматуры в диагональном расположении.
  3. Острый край вязального крючка продевается в образовавшуюся петлю на проволоке.
  4. После этого необходимо выполнить натягивание.
  5. Незадействованную сторону следует уложить на крючок.
  6. При помощи несильных вращений в несколько оборотов образуется связка, которая натягивает крепление.
  7. По окончанию вынимается из петли крючок, затем проволока приглаживается к каркасу арматуры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий