Что такое регистрация права на участок?
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
Как внести изменения в публичную кадастровую карту
Несмотря на широту представленных возможностей, самый надежный вариант – явиться лично в органы, осуществляющие учёт, поскольку: По этой причине в дальнейшем рассказывая о том, как изменять кадастровый паспорт земельного участка, мы будем иметь в виду передачу пакета документации прямо в госорган, осуществляющий учёт.
В состав государственного реестра недвижимости ЕГРН включаются сведения, полученные в результате кадастрового учета и государственной регистрации прав: Из перечня указанных сведений, только кадастровый номер остается неизменным на весь период существования объекта.
«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Порядок ведения кадастра земельных участков
Земельный кадастр по закону ведется как на бумажных, так и на электронных носителях. Если информация на этих двух разновидностях носителей не совпадает, то в подобном случае приоритет имеют данные, которые имеются на бумаге. Все кадастровые дела должны храниться постоянно, их уничтожение не допускается.
Сведения в кадастр земельных участков поступают из следующих источников:
- Информация в отношении прав, существующих на данный надел — Из единого госреестра прав на недвижимость.
- Экономические характеристики данной территории — по результатам государственной оценки (кадастровой и иной), а также на основе нормативно-правовых актов.
- Данные о состоянии земель и о порядке их эксплуатации — на основании информации, сообщенной владельцами, а также осуществления различных изысканий, в том числе почвенных, землеустроительных, геодезических, топографических и иных.
Необходимость создания ГКН
На этом государственном информационном ресурсе собрана и систематизирована информация, необходимая для возникновения и изменения прав на недвижимое имущество и выполнения с ним операций.
Кадастровый учет дает возможность однозначно идентифицировать каждый объект, что необходимо в таких случаях:
- Для закрепления имущественных прав и предоставления государственных гарантий. Для учтенного в кадастре объекта исключается вероятность смещения или наложения границ участков, двоякого толкования их размеров.
- При расчете налогов на имущество. Кадастровая стоимость используется налоговыми органами.
- Для эффективного муниципального управления. Информация о недвижимости, ее правовом статусе и назначении необходима при планировании развития инфраструктуры в регионах и составлении градостроительной документации.
- В целях укрепления экономики страны. Оборот увеличивается за счет включения в него стоимости имущества и налоговых поступлений в бюджет.
ГКН представляет собой свод данных о недвижимости и содержит информацию, позволяющую выполнить такие действия:
- Идентифицировать имущество. В нем содержатся полные сведения об участке, квартире, наземном или подземном строении, объекте незавершенного строительства, внесенном в базу. В кадастре не ведется учет недр, морских, речных, воздушных суден, космических станций.
- Определить собственника.
- Оценить имущество.
- Уточнить информацию о месте расположения.
Идентификация для различного недвижимого имущества отличается и выполняется в следующем порядке:
Вид объекта | Место расположения |
---|---|
Земельный участок | Границы земли должны однозначно определяться и учитывать деление на города или населенные пункты, муниципальные и федеральные образования любого уровня, прохождение границ, в том числе государственных |
Здание, подземное строение, объект незавершенного строительства | Указываются координаты здания, кадастровый номер участка, где имущество расположено, кадастровые номера входящих в него помещений |
Помещение | Адрес или точное описание расположения недвижимого имущества с указанием кадастрового номера здания, этажа, номера помещения |
Кадастровый номер дома является его уникальным идентификатором, удостоверяет право владения объектом, упрощает оценку и позволяет выполнять действия по его отчуждению. В номере в закодированном виде содержатся данные о месте, где строение находится.
Собранные в кадастре данные унифицированы и имеют следующую структуру:
В кадастровом деле в печатном виде или на электронных носителях собраны все документы, предоставленные для добавления информации в реестр и рассчитанные на длительное хранение. Реестр ведется исключительно в электронном виде и представляет собой сведения в текстовой форме.
Карты дают наглядное представление о месте расположения и конфигурации недвижимого имущества и подразделяются на несколько видов:
- Тематические. На единую картографическую основу наносятся данные об участках, границы населенных пунктов, административных единиц, субъектов федерации.
- Публичные. Они находятся в свободном доступе на информационных кадастровых сайтах. Полноту предоставляемых сведений определяет Росреестр.
- Дежурные. Они предназначены для органов, выполняющих кадастровый учет.
- Территорий муниципалитетов или субъектов федерации. Используются органами управления соответствующего образования.
Информация во всех составляющих ГКН дублируется и имеет одинаковое значение.
https://youtube.com/watch?v=Ol50VqPVDCI
Что такое публичная кадастровая карта
Перед изучения принципов и секретов работы с инструментом, разберемся с терминологией.
Публичная кадастровая карта — это:
- инструмент (программа), созданная специалистами Росреестра, работающий в режиме онлайн и открытый для всех желающих.
- онлайн-сайт с тестовой и графической информацией по кадастру недвижимости, реестру и дополнительным инструментам.
- справочно-информационный ресурс, предоставляющий подробные данные по Госкадастру недвижимости в РФ.
Вне зависимости от формулировок суть остается неизменной. Это удобный инструмент для получения информации о ЗУ и недвижимости в любой точке России.
На публичной кадастровой карте приведены сведения обо всех землях РФ.
Ее состав:
- республики — 22
- края — 9
- области — 46
- округи — 4
- автономная область — 1
- города, имеющие федеральное значение — 3.
Вся информация доступна в режиме онлайн. При создании карты разработчики ориентировались в первую очередь на удобство, простоту использования и доступность информации.
Ведение государственного земельного кадастра
На всей территории Российской Федерации государственный земельный кадастр ведется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о состоянии и,об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, предоставленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо- геодЬзических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. Перечень сведений о земельных участках применяется с учетом каждой категории земель.
О правах на земельный участок об ограничениях (об- ременениях) этих прав сведения вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки., являющиеся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
Об экономических характеристиках земельных участков сведения вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.
Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных носителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.
Исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушит законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. Если названные опасения существуют, то такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда. Информация об исправлении технических ошибок или об отказе в исправлении технических ошибок в пятидневный срок направляется в письменной форме правообладателям земельных участков или третьим лицам, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.
Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. Порядок хранения иных документов государственного земельного кадастра, кроме названных, устанавливается Правительством РФ. Основные документы государственного земельного кадастра подлежат страхованию в установленном порядке.
Задачи ГКН
Учитывая принципы ведения и цели создания, можно понять, для чего нужен земельный кадастр. Главная его задача – обеспечение доступности сведений о конкретных участках, а также систематизация данных кадастрового учета.
С его помощью не только формируется база данных о недвижимости, но и обеспечивается открытый доступ к ней заинтересованных лиц:
- органов государственного управления;
- кадастровых инженеров;
- организаций или частных лиц, осуществляющих сделки с недвижимостью.
Более глубокой задачей ГКН является обеспечение корректной деятельности по зонированию, кадастровому учету, межеванию, регистрации, оценке земель и прочей профессиональной деятельности.
Перечисленные задачи, пожалуй, представляют интерес лишь для выпускника специальности «земельный кадастр и землеустройство», обывателей они, как правило, не касаются.
Для чего вам может быть полезна публичная кадастровая карта
Публичная кадастровая карта может быть полезна для получения информации об объекте недвижимости. Например, если вы:
планируете приобретение земельного участка, то вы можете посмотреть его конфигурацию, категорию земель и его разрешенное использование, а также смежные с ним земельные участки, которые поставлены на кадастровый учет, оценить, удобный ли проезд к участку, а также узнать его кадастровую стоимость.
С помощью тематических слоев (в разделе “Управление картой”) можно узнать, как должны использоваться земли, которые расположены рядом. Для этого нужно отметить пункт “категории земель” и категории будут показаны на карте разными цветами;
- планируете осуществить строительство здания (сооружения), то вы можете узнать, как проходят красные линии по земельному участку. Их наличие может повлиять на получение разрешения на строительство;
- заполняете запрос о предоставлении сведений из ЕГРН. В нем нужно указать как адрес объекта недвижимости, так и его кадастровый номер. В случае если у вас нет каких-либо из этих сведений, вы можете узнать недостающие (например, используя адрес, можно узнать кадастровый номер и наоборот).
Отметим, что при помощи публичной кадастровой карты вы даже можете проводить измерения расстояний и площадей. Для этого нужно воспользоваться панелью “Измерение”.
Обратите внимание, что информация в онлайн-сервисе носит ознакомительный характер и является справочной. Если вам нужно получить подтвержденные сведения, обратитесь в орган регистрации прав и получите выписку из ЕГРН.
Где найти кадастровую публичную карту
С ростом популярности кадастровая публичная карта появилась на многих площадках, в том числе и на нашей. Во избежание неправильных интерпретаций и ошибок необходимо черпать информацию только с официальных органов. В России таковым является Росреестр. Для входа на карту необходимо:
Перед глазами открывается изображение территории России, поделенной на участки. С левой стороны приведены инструменты для работы, а справа — кнопки управления масштабом. Для быстрого получения данных о ЗУ желательно знать кадастровый номер или адрес, прописываемый в графе поиска. Если объект прошел официальную регистрацию, пользователь получает полную информацию. В ином случае выдается результат, что ничего не найдено.
Какую информацию можно узнать?
При посещении официального ресурса в интернете, где опубликована карта, любой желающий сможет узнать определенные данные:
- Сведения о делении участков. Подлежат публикации информация о наименовании и виде деления, разделяющего на кадастровый округ, район и квартал.
- Данные по кадастровому номеру об искомых наделах и единицах деления.
- Выяснить, где расположено необходимое ведомство российского реестра, в обязанности которого входит обслуживание искомых участков земли.
- Воочию посмотреть надел земли на карте, местность и территориальную принадлежность данного участка к региону.
- Получить сведения о статусе надела. Каждому земельному участку соответствуют актуальные данные о его учете.
- Узнать какой кадастровый номер закреплен за конкретным наделом.
- Выяснить адрес фактического нахождения участка, внесенного в государственный реестр.
- Получить информацию о точной дате постановки надела на государственный учет.
- Какая актуальная форма собственности на определенный земельный участок.
- Стоимость земли в соответствии с кадастром.
- Увидеть точную дату обновления информации о земельном наделе на публичной карте и актуальные сведения о кадастровом округе.
С недавнего времени была создана возможность получения сведений об объектах капитального строительства также из российского реестра недвижимости:
- Кадастровый номер объекта капитального строительства, который состоит на учете в государственном кадастре.
- Фактическое нахождение объекта вместе с адресом, который занесен в государственный реестр недвижимости.
- Дата, когда объект недвижимости был официально поставлен на учет.
- Актуальные сведения о форме собственности.
- Дата, когда было завершено возведение объекта.
- Дата, когда объект недвижимости был введен в эксплуатацию.
- Кадастровая стоимость объекта капитального строительства.
- Какова площадь объекта согласно документации.
- Сколько этажей на объекте, включая наземные и подземные.
- Из какого материала выполнены стены.
- Дата последнего обновления сведений об объекте капитального строительства.
Публичная карта поможет без проблем может предоставить кадастровую стоимость объекта недвижимости согласно его адресному месторасположению.
Российский реестр земельных участков – актуальные справочные сведения обо всех оформленных объектах недвижимости доступные в режиме реального времени.
Как заказать КПТ
Чтобы получить кадастровый план на квартал, необходимо подать соответствующий запрос в Росреестр.
Одним из способов заказа КПТ является личное обращение в МФЦ с паспортом. Чтобы сделать запрос, необходимо знать номер квартала и оплатить государственную пошлину. Размер пошлины зависит от того, в каком виде нужны сведения – на бумажном бланке или в форме электронного документа. Для получения электронной версии КПТ требуется указать адрес почты, на которую придет ссылка для скачивания файла с планом территории.
Бумажный вид стоит дороже – 800 рублей, электронный – 350 рублей. Сведения КПТ доступны по запросу любых лиц.
Заказать КПТ можно через портал Росреестра. Этим способом чаще всего пользуются при запросе электронного варианта КПТ.
Что еще нужно знать при работе с ГКН?
Очень часто для внесения изменений в ГКН требуется сбор дополнительных сведений, получения справок, выписок, решений. Например, «дополнительными сведениями» могут признаваться:
- Информация о новых объектах недвижимости на участке;
- Осуществление различных сделок с недвижимостью;
- Проведение уточнения границ участков;
- Исправление допущенных ошибок при регистрации объекта.
Поэтому, для экономии своего времени и нервов, лучше обратиться в профильную организацию. Компания «Стар-Сервис» выполнит внесение изменений в ГКН под ключ. Сроки зависят от сложности вопроса, с которым обратился клиент, однако, внесение изменений в ГКН может выполняться сроком от 2х недель, до нескольких месяцев.
Важно понимать, что для обращения в Росреестр требуются достаточные основания, которыми обычно становятся проверки, замеры, разработка проектной документации. Поэтому непосредственно внесение чаще всего не требует много времени, однако получение нормативных решений по регламенту может занимать длительный период времени
К тому же, владелец или его доверенное лицо могут получить на законных основаниях отказ во внесении изменений, либо приостановление хода рассмотрения заявки на основании закона о государственном кадастре недвижимости.
Сведения ГКН: изменения и их даты
- Заявление и необходимые документы на объект, который имеет временный статус;
- Документы, которые поступили в результате информационного сотрудничества межведомственных органов с Росреестром о реорганизации недвижимого имущества (объединение нескольких в один объект, раздел одного на несколько);
- Бумаги, удостоверяющие факт отсутствия зарегистрированных прав собственности на объект с временным статусом, который присвоен ему уже два года от даты, когда недвижимость поставили на кадастровый учёт.
Приостановить процесс имеют право, если есть какие-то несоответствия в информации, которую отображают имеющиеся в Росреестре документы и данных, которые подал заявитель. Также процедура затянется, когда в ситуации с земельными участками границы одного накладываются на границы другого (скорее всего, придётся заказывать повторную процедуру межевания). Отсутствие требующихся бумаг также может послужить причиной приостановки выполнения процедуры. В любом случае, о вынесенном решении и его причинах заявителя уведомят и укажут, что нужно сделать, чтобы снять приостановку.
Основания для получения
За получение кадастровой документации может обратиться не каждый человек. К примеру, когда лицо не обладает правами собственности на надел, а временно проживает на земле, собрав полный перечень бумаг и обратившись в компетентный орган – ему будет отказано в выдаче плана.
За получением могут обращаться те, кто имеют веские основания для этого. В таком случае необходимо знать, какие основания требуются, чтобы обращение за документацией прошла беспрепятственно. В перечень входит:
- Когда в момент приобретения земельного надела отсутствует такой документ, как кадастровый паспорт. Это может случиться, если в процессе переоформления документов на нового владельца выясняется, что прежний собственник потерял кадастровые акты.
- Также обратиться за новым документом необходимо, когда собственник утратил его. В таком случае придется уплатить штраф, который устанавливается на законодательном уровне. Предоставление документации осуществляется в достаточно короткие сроки.
- Основанием является выкуп земли у государственных органов. В этом случае, как правило, человек самостоятельно находит участок, который находится в собственности муниципалитета, затем посещает администрацию и подает прошение о выкупе этого надела. Землю муниципальное образование продает, но обязанность оформления бумаг остается за приобретателем.
Также важной причиной оформления новой документации выступает проведение процедуры присоединения, отсоединения от прочих наделов, которые ранее рассматривались как общая площадь земли. В таком случае план подлежит не изменению, а создается новый
Статья 22. Предоставление сведений государственного земельного кадастра
Федеральным законом
от 30 июня 2006 г. N
93-ФЗ в пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 сентября 2006 г.
1. Сведения государственного
земельного кадастра об определенном земельном участке, в том числе о земельном
участке, государственный кадастровый учет которого был проведен в установленном
порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, предоставляются в
виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно в
срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления соответствующего
заявления о предоставлении указанных сведений.
Выписки, содержащие сведения
об определенном земельном участке, подготавливаются в форме кадастрового плана
такого земельного участка.
Получение заявлений о
предоставлении сведений государственного земельного кадастра подтверждается
выдачей заявителям соответствующих расписок.
В случае, если сведения
государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади и
(или) местоположении границ определенного земельного участка нуждаются в
уточнении и (или) отсутствуют сведения о его разрешенном использовании и (или)
принадлежности к категории земель, правообладателю такого земельного участка
или уполномоченному им лицу одновременно с выпиской, предоставляемой ему в
соответствии с правилами настоящей статьи, выдается справка о составе
документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по
ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений.
Последующее уточнение указанных сведений осуществляется в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом для проведения государственного
кадастрового учета земельных участков, при подаче правообладателем такого
земельного участка или уполномоченным им лицом в орган, осуществляющий
деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки и
перечисленных в указанной справке документов.
2. Бесплатно сведения об
определенном земельном участке предоставляются:
правообладателю земельного
участка или уполномоченным правообладателем лицам;
налоговым органам в пределах
территории, находящейся под их юрисдикцией;
судам и правоохранительным
органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;
органам, осуществляющим
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
органам (организациям), осуществляющим специальную регистрацию или учет
отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который
необходим для работы указанных органов;
лицам, имеющим право на
наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону;
иным установленным законом
лицам.
Указанные в настоящем пункте
органы и лица оплачивают стоимость копирования и доставки предоставляемых им
сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном
участке.
3. Органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления вправе бесплатно в установленном
порядке получать обобщающие сведения о землях в границах соответствующих
территорий.
4. Использование сведений государственного
земельного кадастра способами или в формах, которые наносят ущерб или нарушают
законные интересы правообладателей земельных участков, влечет за собой
ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.