Холодные стыковочные границы при бетонировании

Устройство рабочего шва при бетонировании перекрытия

Немногие из нас знают, что представляют собой рабочие швы бетонирования. Или для чего нужны швы сжатия и расширения в бетоне и есть ли какие-то правила относительно их устройства в разных случаях. Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.

Один из видов швов делит монолит на участки с четко очерченными границами.

Определение

Рабочим (холодным, строительным) называется шов между схватившимся и новым бетоном внутри монолитной конструкции.

Обратите внимание: холодный шов — явление негативное, поскольку снижает итоговую прочность монолита. Идеальный случай — когда весь объем опалубки заполняется в один прием. Идеальный случай — когда весь объем опалубки заполняется в один прием

Идеальный случай — когда весь объем опалубки заполняется в один прием.

Однако в силу технологических, финансовых или организационных причин это не всегда возможно.

Компромиссное решение, позволяющее избежать падения прочности  — послойное заполнение опалубки, при котором новый слой выкладывается до схватывания старого.

Правила устройства

Что делать, если бетонирование все-таки приходится выполнять со значительными перерывами? Как сделать максимально прочными, к примеру, рабочие швы при бетонировании фундамента?

По СНиПу за номером 3.03.01-87 в этом случае стоит придерживаться ряда несложных правил.

  • Первое и основное: если бетон успел схватиться, дальнейшие работы по бетонированию выполняются лишь при достижении им прочности не менее 1,5 МПа (150 кгс/см2).
  • Поверхность старого бетона перед возобновлением работ обязательно очищается от цементных пленок. Эта работа может быть выполнена как своими руками (металлической щеткой или ручным инструментом), так и с использованием пескоструйной техники.
  • Для лучшего сцепления настоятельно рекомендуется использовать грунты, клеи или битум.

С фундаментом разобрались. Есть ли какие-то тонкости в устройстве швов более сложных нагруженных конструкций?

КонструкцияТребования
КолонныШов располагается на уровне низа прогона, балок или верха фундамента.
Балки, залитые заодно с перекрытиемШов на 2 — 3 сантиметра ниже нижней поверхности плиты перекрытия.
Плиты любого типа (включая перекрытия)Шов параллелен меньшему из сечений плиты.

Рабочие швы расположатся на уровне низа  несущих балок.

Компенсационные

Компенсационные швы в бетоне, как несложно догадаться по их названию, предназначены для компенсации теплового расширения и прочих воздействий, способных привести к появлению трещин. Они полностью рассекают бетонную конструкцию (включая армирование), фактически разделяя ее на несколько независимых монолитов.

Они необходимы:

При длине монолитной конструкции свыше 50 метров.

Любопытно: законодателем в области максимального размера монолита является Британская Энциклопедия бетонщика.

Однако на Британских островах климат куда теплее российского, а, значит, и меньше максимальное тепловое расширение.

С учетом этого будет куда более разумным придерживаться как минимум вдвое меньших размеров.

  • По периметру монолитного пола (цель — не дать усадке стен и фундамента вызвать растрескивание его поверхности).
  • Вокруг колонн, опирающихся на подсыпку или уплотненный грунт.

На фото хорошо виден шов вокруг опорного элемента металлоконструкции.

И в этом случае, разумеется, есть несколько правил.

  • Термошвы в бетоне должны иметь ширину не менее 6 миллиметров. Инструкция связана с температурным расширением материала: при меньшей ширине ее может банально не хватить при нагреве.
  • Вокруг колонн опоясывающие их швы могут быть как квадратными, так и круглыми. Квадратный разворачивается относительно колонны на 45 градусов (таким образом, чтобы напротив угла колонны он был прямым).

На первых двух рисунках колонны изолированы правильно. На третьем изоляция колонны от стяжки не выполнена. Цена ошибки — трещины в монолите.

Получившиеся полости обязательно заполняются герметиком или каким-либо другим изоляционным материалом. Скопление воды, грязи и микроорганизмов приведет к ускоренному разрушению бетона.

Усадочные

Усадочные швы в бетонных полах призваны компенсировать неравномерность высыхания стяжки после ее заливки.

Дело в том, что толстый слой бетона сохнет не сразу по всей толщине; верхний слой дает более сильную усадку, в результате чего стяжка пытается деформироваться.

Где можно бетонировать со швами?

В определенном месте колонны такой структурный элемент может быть. Швы во время бетонирования допускаются после точного расчета

Важно учесть безопасность возводимого объекта. Рабочие стыки можно делать в тех местах, от которых не зависит прочность конструкции

К таким элементам относят:

  • Колонны. Шов должен располагаться на 20—30 мм ниже стыка с поперечной балкой.
  • Ребристые перекрытия. Границу слоев располагают в средней трети.
  • Ровные плиты для межэтажных перегородок и фундамент. Шов проводят по центру заливки так, чтобы он был параллелен меньшему сечению монолитного объекта.
  • Балки. Безопасное место для шва — центр пролета или средняя треть. Там находятся точки с самой низкой разрывной динамикой.

Лучшее расположение шва

Оптимальное устройство шва требует, чтобы его размещение совпало с расположением наименьшей поперечной силы в объекте. Эту область нельзя определить приблизительно. Ее вычисляют, определяется эпюра поперечных сил. При ручном расчете находится место, в котором эпюра пересекает горизонтальную плоскость. Это лучшее место для швов, так как здесь поперечные силы близки к нулю. Программные расчеты подразумевают использование наглядных схем для анализа.

С помощью пунктира такие элементы конструкции обозначаются на ее чертеже.

На чертежах строящихся объектов заранее вычисленные холодные швы указываются пунктирными линиями. Для пояснения используют сноску «рабочий шов бетонирования». Изменять место стыков, пренебрегая чертежами и просчитанными схемами, запрещено. Соблюдение требований, прописанных в СНиПе 3.03.01—87, гарантирует получение крепкого и долговечного объекта.

Посмотреть «СНиП 3.03.01-87» или

Описание и виды деформационных швов

Деформационный шов — это, специальным образом подготовленный участок фундамента здания, задачей которого является защита основания от перемещений грунта и противостояние резким температурным изменениям

Особое внимание защите фундаментных оснований устройством деформационного шва принято уделять в районах с повышенной сейсмической активностью

Сейчас при строительстве применяются основные виды деформационных швов. Их четыре:

  • осадочный шов;
  • температурный шов;
  • усадочный шов;
  • сейсмические швы.

Выбирают подходящие виды деформационных швов для фундаментных оснований, основываясь на анализе собранных данных о температуре, типах грунта и сейсмической активности региона, в котором планируется вести строительство.

Особенности применения сейсмических и осадочных швов

Сейсмический деформационный шов для фундаментных оснований, как это понятно из названия, применяется чаще всего на регионах с повышенной опасностью неожиданных передвижений грунта. Его основная задача – смягчить опасные деформации фундамента при возникновении сейсмической активности.

Особенностью сейсмического компенсатора, является разделение им фундаментной конструкции на несколько отдельных квадратов.

Деформационный шов плитного основания

Расчет размеров таких блоков производится на предварительном этапе. Между этими квадратами с равными сторонами и выполняется устройство компенсатора этого типа

Особое внимание следует уделить такой работе, как гидроизоляция сейсмического шва, поскольку постоянное воздействие влаги и резкие перепады температуры значительно снижает износостойкость материалов и уменьшает общий срок эксплуатации строения

Качественная рулонная гидроизоляция продлит срок жизни фундамента.

Задачей осадочного компенсатора для фундаментных оснований является обезопасить фундаментную конструкцию от появления трещин в плите при усадке грунта под зданием. Усадочные передвижения почвы во время эксплуатации здания могут возникать из-за разной плотности грунта под частями здания и неравномерно распределенной нагрузки.

В современной архитектуре зданий зачастую используется переменная этажность, конструктивные особенности разных частей здания, всевозможные надстройки. Здания, строящиеся на однородном грунте с одинаковой плотностью почвы по всей площади строительства, встречаются крайне редко.

Расчет деформационных швов осадочного типа происходит для каждого здания отдельно, основываясь на данных анализа плотности почвы. Их основная задача – компенсировать смещения отдельных блоков здания, вызванные осадкой.

Причины возникновения

Формирование бетонных стыков происходит под воздействием следующих факторов:

Стык может сформироваться, если смесь не была залита в опалубку за один прием.

  • Организация работы. Строительство останавливается из-за смены рабочей бригады, выхода из строя и ремонта оборудования, нехватки строительного материала, специфики работы используемых приборов.
  • Особенности технологии. На работу влияют выбранные методы монтажа опалубка, перекрытия и т. д. Проблемы возникают, если нужно снизить давление на объект.
  • Конструктивные особенности. Причиной становится необходимость направить деформации на конкретную часть ЖБК.

Опалубку можно заполнить раствором постепенно. Новый слой наносят на уже затвердевший бетон, что снижает сцепление разных уровней. Такая конструкция отличается меньшей прочностью, чем монолиты без швов. Снижается устойчивость к влаге и морозу, ухудшается внешний вид сооружения. Это объясняется тем, что между границей и уровнями раствора преобразуется усадочное сжимающее напряжение. Во время засыхания смесь сжимается. В это время бетон подвержен негативному воздействию со стороны на растяжение и изгиб. Резкое ослабление сил растяжения провоцирует образование мелких трещин. Так шов становится менее прочным, чем остальная часть ЖБК.

Технология

Мы разобрались с технологией устройства рабочих швов, но не затронули способы выполнения компенсационных и усадочных.

Собственно, метода всего два.

ПринципОписание
ЗакладкаПри заливке стяжки или монолита он делится на сектора заложенными досками, рейками, пластиковой вагонкой или отрезками стекла. После схватывания бетона разделяющие его элементы смогут быть удалены или оставлены — все зависит от их материала.
РезкаБетон прорезается на нужную глубину обычной болгаркой с абразивным кругом. Впрочем, резка железобетона алмазными кругами куда удобнее — уже хотя бы потому, что для прохождения арматуры не нужно менять круг.

Нарезка усадочных швов алмазной пилой.

Устройство шва, защищающего фундамент от деформации

Различие деформационных швов друг от друга предопределяет область их применения. Например, устройство сейсмического шва на фундаментах оправдано в зонах повышенной сейсмической активности. Он принимает на себя нагрузку при колебаниях грунта и защищает здание от деформации. Если требуется сделать шов между основным строением и пристройкой, фундаменты этих конструкций необходимо разделить слоем пенплекса, стироформа или армофлекса толщиной в 2 см. Данная мера сгладит возможные колебания.


Сопряжение фундаментов: 1. Дом. 2. Старый фундамент. 3. Штыри. 4. Арматура. 5. Цоколь. 6. Основание фундамента.

Негативные последствия от образования холодных швов

В результате образования цементной пленки между уложенным (уже затвердевшим) бетонным слоем и только что обустроенным наблюдается:

  • Образование микротрещин, через которые проникает вода. В результате этого может возникать коррозия армирующей составляющей бетона.
  • Меньшая адгезия между пластами бетона.
  • Невысокие показатели водонепроницаемости и морозостойкости монолитной конструкции.
  • Снижение прочностных характеристик бетона и, как следствие, его эксплуатационного срока.
  • Ухудшение внешнего вида плиты (стены или балки).
  • Высокий риск вымывания строительного материала из зоны ХШ. Это представляет огромную угрозу для всего сооружения в целом.
  • Существенная хрупкость бетона, который быстро разрушается при каких-либо воздействиях механического характера. Возникает это из-за того, что в области ХШ происходит преобразование напряжений, а, именно, сжатия на растяжение.

Всего этого можно избежать, если принять своевременные меры по правильной (в соответствии со строительными нормами и правилами) обработке уже затвердевшего бетонного слоя.

Обработка холодного шва

Целостность и надежность конструкции при бетонировании с перерывами зависит от правильного расположения рабочих швов и качества сцепки слоев. Для обеспечения прочного сцепления предыдущий слой выполняют с неровной поверхностью и проводят дополнительную обработку затвердевшего бетона. Перед дальнейшим бетонированием удаляются загрязнения, цементная пленка. Обязательно очищается арматурный прокат. После соответствующей подготовки поверхность по всей площади покрывается цементным раствором (возможно применение пластичной бетонной смеси). Обязательным условием является соответствие прочности бетона конструкции и затвердевшего бетона или раствора в местах холодного шва.

Технология устройства

Холодный шов должен быть выполнен так, чтобы обеспечивать максимально плотное прилегание и качественное сцепление слоев бетона. В качестве препятствия могут выступать разные загрязнения, вода, которые обязательно удаляются. Но в данном случае недостаточно просто очистить поверхность – цементную пленку, которая ухудшает адгезию между слоями, разрушают.

Методы разрушения цементной пленки между старым и новым слоями:

  1. Механический – с применением электрических/ручных инструментов: металлических щеток с проволокой, пескоструйных пистолетов, фрезеровальной установки, струй воды, воздушного компрессора и т.д.
  2. Химический – предполагает промывку кислотой: обычно используют уксусную, соляную, ортофосфорную кислоты, которые растворяют цементную пленку и открывают в структуре бетона поры. После проведения травления монолит промывают водой.

Дополнительно на поверхности шва могут наносить насечки, покрывать клеевыми, битумными, полимерными мастиками, повышающими сцепление между уже схватившимся и последующим слоями в разы. На зону соединения укладывается арматурная упрочняющая сетка с мелкими ячейками, хорошо показало себя применение оцинкованных шпонок с 2 рабочими поверхностями.

Этапы выполнения холодного шва:

  • Правильный выбор места стыка на основе СП 70.13330.2012 (тут четко указаны допустимые границы для плоских/ребристых плит, колонн, балок). Для отмосток, полов, иных покрытий зоны выбирают в соответствии с объемами бетона и использующейся технологией.
  • Создание ровного края в процессе бетонирования, ожидание момента набора смесью минимум 1.5 МПа (обычно время выжидания составляет 1-3 суток).
  • Подготовка стыка с использованием механического или химического метода очистки. Но мастера советуют комбинировать оба способа.
  • Заливка участка стыка бетоном, уплотнение и выравнивание смеси.
  • В случае отсутствия предварительной подготовки места шва бетон прорезают вдоль стыка специальной машиной с соответствующим алмазным диском.

В случае обустройства изоляционных, температурных, конструкционных, усадочных швов герметизации стыков уделяют особое внимание. Для этого применяют гернитовые, бентонитовые шнуры, набухающие профили, способные компенсировать подвижки бетонных монолитов и исключить возможность попадания влаги

Надежность и целостность конструкции в процессе бетонирования с выполнением швов напрямую зависит от правильности выбора места расположения стыков, качества адгезии слоев. Часто для повышения сцепления предыдущий слой делают неровным, обрабатывают определенным образом затвердевший монолит.

Обязательно очищают арматуру. Растворы, залитые в разных слоях, должны демонстрировать идентичные показатели и характеристики, основными из которых являются прочность и несущая способность.

Что такое холодный шов

Технология непрерывного бетонирования предполагает, что весь бетон в опалубку заливается равномерно, так, чтобы новый слой или участок заполнялся раньше, чем затвердеет предыдущий. Но на крупных строительных объектах нередко возникают ситуации, когда следующий миксер приезжает уже после схватывания свежеуложенного бетона. В подобных случаях образуется холодный шов, и вы можете разве что постараться минимизировать ущерб.

Иногда места расположения холодных швов указываются в проектной документации. Эти зоны являются местами концентрации внутренних напряжений. Их прочность, морозостойкость и другие характеристики значительно ниже, чем у остальных участков. Причиной появления холодного шва является разница в процессах, которые протекают в уже схватившемся и свежем бетоне. Из-за нее соседние участки не образуют монолит.
Образование холодных швов на участках, которые должны выдерживать значительные нагрузки, недопустимо. Если они появятся на балках или межэтажных перекрытиях, придется демонтировать их и начать заливку с нуля.

Поговорим о времени схватывания

Чтобы понять, сколько времени у вас в запасе, и насколько быстро должна работать бригада, нужно запомнить характеристики разных марок бетона. Первичное схватывание различается для разных марок. Например, М100 и М200 пройдут эту стадию за 45 минут, а М300 или М400 — всего за полчаса. Временные показатели действительны при температуре от 10 до 25 градусов тепла. В сильную жару или при холодной погоде временной интервал меняется, так что обязательно учитывайте поправку.

В процессе схватывания в бетоне происходят важнейшие процессы: именно в это время закладывается структура. В дальнейшем процесс затвердевания продолжается, но если не создать условия для сцепления всех слоев или участков в единое целое, в будущем это окажется невозможно. На месте стыка обычно образуются трещины, с которыми придется бороться.

Что делать, если время упущено?

Если вы неверно рассчитали время и бетон застыл, необходимо оценить, насколько опасно образование трещины на данном участке. В некритичных ситуациях необходимо начать готовиться к устройству холодного шва. Если после первого этапа заливки прошло больше двух часов, стоит приостановить дальнейшее бетонирование до тех пор, пока бетон не достигнет полуторной прочности.

Поверхность необходимо подготовить: очистить от всех возможных загрязнений, чтобы улучшить сцепление между слоями. Цементные пленки с застывшего бетона удаляют разными способами. Это может быть ручная очистка металлическими щетками, фрезерование, использование пескоструя, воды под давлением или даже применение кислоты. В конце бетон рекомендуется слегка подсушить за счет обдува воздухом.
Холодные швы, возникшие при бетонировании, нуждаются в хорошей гидроизоляции и герметизации. Технология и материалы подбираются индивидуально, исходя из особенностей проекта.

Можно ли избежать простоев на этапе бетонирования

На крупных объектах холодные швы считаются неизбежным злом, поскольку приходится тратить время на укладку арматуры, поднятие лесов и другие важные работы. Кроме того, очень редко работы проводятся непрерывно, в три смены. Но если вы заказываете бетон для строительства частного дома или дачи, уменьшить вероятность появления холодных швов вполне возможно. Что для этого требуется?

Первое, что необходимо сделать, – верно оценить объемы работ и возможности вашей бригады. Когда людей достаточно, задача упрощается, особенно при наличии у рабочих солидного опыта бетонирования. Правильно определив объем бетона, вы упростите себе задачу. А если используете дополнительную строительную технику, заливку можно будет осуществить значительно быстрее, так что к приезду следующего миксера бригада успеет подготовиться к новому этапу. Наша компания может предоставить в ваше распоряжение автобетононасосы, которые обеспечат быструю и максимально точную выгрузку раствора при строительстве фундаментов, бетонировании площадок, создании перекрытий между этажами. Автобетононасос сэкономит драгоценное время, и вы сможете провести заливку без образования холодных швов.

Чтобы обойтись без досадных задержек из-за плохой организации работ, обязательно обеспечьте удобный подъезд к площадке, подготовьте все меобходимые материалы и инструмент. Если необходимо, наш сотрудник заранее подъедет на место строительства, чтобы провести консультацию.

Нарезка швов в бетонных полах. Как и чем делать усадочные швы

Армированная бетонная стяжка считается одним из прочных и надежных типов пола. Но не стоит забывать, что бетон, все же, остается уязвимым, в частности, при динамическом воздействии. Нарезка швов в бетонных полах – завершающий этап в организации напольного покрытия, позволяющий продлить срок эксплуатации бетонной стяжки.

  • Бетонные полы.
  • Полимерные полы.

Необходимость нарезки швов

Застывшая бетонная смесь – достаточно хрупкий материал, не способный к видоизменению. И в ситуации получения нагрузки, превосходящей показатели его прочности, произойдет деформирование и разрушения стяжки.

Растрескивание бетона происходит в результате формирования внутренних напряжений, явившихся следствием перепадов температур  и деформации в результате усадки. Нарезка деформационных швов в бетонных полах предупреждает появление хаотичного растрескивания.

Общая технология нарезки швов в бетонных полах

При создании деформационных швов необходимо соблюдение следующих рекомендаций:

  • нарезка швов должна выполняться либо после завершения заливки, либо позднее, когда стяжка получит необходимую прочность. При создании швов по влажному составу работы можно начинать через 4 – 12 часов после окончания заливки. Проведение работ может быть отложено на сутки, но не более. При полном высыхании стяжки нарезка швов в бетоне – технология по сухому составу – выполняется как можно раньше, чтобы избежать разрушения краев шва;
  • первый пробный шов нарезается через несколько часов после заливки, когда бетон начинает затвердевать. Если в процессе работы из стяжки выпадают зерна наполнителя, то бетон еще не готов;
  • перед началом работ необходимо выполнить разметку поверхности при помощи веревки либо длинной линейки. В толще свежего бетона швы можно делать при помощи резчика, а в сухой стяжке методом пропила;
  • технология нарезки швов в бетонных полах имеет свои особенности. Так, глубина шва в среднем должна достигать 1/3 – 1⁄4 части от толщины стяжки. Но если нарезка выполняется по свежему покрытию, то показатель может быть уменьшен. Необходимо избегать т-образного пересечения нарезаемых швов, поскольку такое расположение может провоцировать появление непредусмотренных трещин.

Герметизации деформационных швов

Герметизация швов – важный этап работ по обустройству бетонного пола. Это обязательная процедура, поскольку негерметичные пропилы становятся причиной растрескивания бетона и сокращают срок службы напольного покрытия.

Для герметизации могут использоваться следующие типы материалов:

  • уплотнительный жгут из вспененного полистерола. Остается эластичным даже при отрицательных температурах;
  • герметизирующие мастики. Наиболее популярный вариант материала. После затвердевания он остается эластичным, а также препятствует проникновению влаги;
  • гидрошпоники – материал на основе резины, ПВХ либо полиэтилена. Профильные ленты укладываются непосредственно в толще стяжки внутрь шва в период заливки смеси;
  • деформационные профили. Представляют собой стальные направляющие с прослойкой из морозостойкой резины. Монтаж изделий минимизирует воздействие нагрузок на бетонную стяжку, что предотвращает появление трещин.

Нарезка деформационных швов позволяет получить прочное напольное покрытие, устойчивое ко всем типам механических нагрузок.

Технические требования СНиП

Нарезка деформационных швов не термит отклонений в технологии и строго оговорена в нормативных актах. Требования СНиП следующие:

  • Деформационные швы располагают перпендикулярно с шагом в 6-12 метров, в зависимости от типа пола и общей площади помещения,
  • В полах толщиной от 5 см предусматриваются швы продольные и поперечные, при шаге от 3 до 6 метров,
  • Глубина шва должна быть не менее 1/3 от толщины пола, при этом она не может быть меньше 4 см,
  • Швы, совпадающие с основными швами здания, выполняются во всю толщину подстилающего слоя,
  • Для помещений, где возможны значительные перепады температур, деформационный шов должен идти вдоль оси колонн и швов в плитах перекрытий,
  • Устраивать швы можно через 2 дня после затвердевания основного слоя пола,
  • Для устройства шва в бетонных полах можно использовать рейки с антиадгезионным составом, которые в дальнейшем будут удалены, а получившаяся штроба загерметизирована или уложен шнур.

как заказать

Либо свяжитесь с нами по телефону

Либо оформите заявку непосредственно

в нашем офисе

Адрес: 109387 г. Москва ул. Ставропольская 84с1 офис 19

Время работы: пн-пт 9.00-18.00

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий