Как изменить вид разрешенного использования земель сельхозназначения
Отдельные виды участков наделены сразу несколькими статусами целевого назначения. При таких обстоятельствах владелец вправе избрать наиболее удобный для него вариант землепользования в рамках разрешенных видов эксплуатации, не запрашивания специального разрешения у государственных органов.
Дело обстоит иначе, если собственник решил изменить разрешенный вид использования. В таком случае, инициируйте данную процедуру путем подачи заявления в орган местного самоуправления с обоснованием причин необходимости подобных действий.
Наиболее распространенная ситуация, когда у владельца возникает потребность изменить категорию сельскохозяйственной земли на участок для размещения жилых построек. Рассмотрение данных вопросов, как правило, проходит в рамках общественных слушаний.
Порядок изменения целевого назначения земельного участка регламентирован нормами градостроительного законодательства.
Обращение в адрес муниципалитета пишете на имя главы местного самоуправления.
В тексте заявления в обязательном порядке укажите следующую информацию:
- ФИО и свои контактные данные;
- паспортные реквизиты;
- суть обращения и причины, послужившие основанием для обращения с ходатайством (например, строительство жилого дома в связи с необходимостью улучшения жилищных условий);
- личная подпись и дата оформления заявления.
Срок рассмотрения представленного заявления зависит от специфики выбранной процедуры изменения статуса земельного участка. Если орган местного самоуправления принял решение о вынесение вопроса об изменении категории земли на общественные слушания, то процесс рассмотрения вашего обращения составит не менее 60 дней.
Если же вопрос преобразования земель будет рассматриваться в упрощенном режиме (минуя публичные обсуждения), то решение по вашему заявлению будет принято в тридцатидневный срок. При отрицательном ответе на обращение муниципалитет должен аргументированно обосновать свою позицию и сделать ссылки на положения законов, регулирующих данную сферу деятельности.
Зачастую отказы по смене разрешенного вида использования земель принимаются в связи с отнесением участка заявителя к категории сельскохозяйственных угодий. В таком случае в целях смены режима использования подайте ходатайство о переводе участка в иную категорию (под индивидуальную застройку).
Для инициирования данной процедуры направьте обращение в администрацию, в ведении которой находится контроль за оборотом земель в вашей местности.
Ходатайство должно содержать следующую информацию:
- ФИО и адрес регистрации заявителя;
- месторасположение участка;
- кадастровые и технические характеристики земли;
- действующая категория участка;
- предпочитаемая категория участка;
- обоснование причин смены статуса участка.
Вместе с заявлением подавайте выписку из реестра кадастрового учета и документы, доказывающие ваше право собственности на землю. Если процедуру смены статуса земельного участка инициирует арендатор, то кроме вышеперечисленных документов к заявлению необходимо приложить согласие собственника на преобразование категории.
Положительное решение при данных обстоятельствах принимается в том случае, если преобразование категории участка не повлечет негативных последствий (земля не обладает качествами повышенной плодородности, размер участка не превышает максимально допустимые пределы).
Ответственность за нецелевое использование земель сельхозназначения
Для земель сельскохозяйственного назначения законодательством предусмотрен ограниченный спектр использования. Если пользователь сельскохозяйственного участка нарушает предусмотренный законом целевой характер, то на него будет возложена ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ (статья 8.8).
Штрафные санкции за нарушение целевого предназначения следующие:
- 0,5 – 1 процента, но в пределах 10 тысяч рублей (для граждан);
- 1 – 1,5 процента, но в пределах 20 тысяч рублей (для должностных лиц);
- 1,5 – 2 процентов, но в пределах 100 тысяч рублей (для организаций).
Отягчающими обстоятельствами при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением норм возделывания сельскохозяйственных участков являются причинения вреда экологической обстановке и осуществление действий направленных на истощение почвы. В данных случаях в отношении виновного лица выносятся максимальный размер санкций.
В целом разброс штрафных санкций варьируется от 10 до 100 тысяч рублей, исходя из характера совершенных деяний, статуса виновного лица (физическое или юридическое) и тяжести причиненных последствий.
Как переводится в другую категорию?
Допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, но наиболее часто это производится в случае, если гражданам требуется построить на территории жилой объект для постоянного проживания. В этом случае земле присваивается категория ИЖС. При таких условиях имеется возможность проложить на участке разные коммуникации.
Перевод возможен только при условии, что земли сельскохозяйственного назначения в собственности заявителя, а не используются им на основании аренды. Для выполнения данного процесса может использоваться два способа:
- С использованием положений ЗК, что позволяет переводить земли в ИЖС, если они находятся в населенных пунктах. Владелец территории должен возместить убытки, нанесенные государству такими действиями. Это обусловлено тем, что с/х наделы стоят больше, чем земли, имеющие другую категорию. Расчет производится работниками местной администрации.
- С применением норм градостроительного законодательства, для чего производится расширение имеющегося населенного пункта. Для этого требуется пользоваться государственными планами, на основании которых распределяются все территории по специальным зонам. При таких условиях не меняется категория земля, но вносятся изменения в вид разрешенного использования.
Достаточно часто у граждан возникает необходимость изменить категорию земель. Земли сельскохозяйственного назначения после реализации процесса будут использоваться для жилищного строительства, поэтому к ним не будут применяться все нормы и требования, которые использовались ранее.
Процедура изменения категории предполагает выполнение определенных действий заявителем:
- первоначально формируется и передается в муниципалитет специальное ходатайство;
- к этому заявлению следует приложить выписку из ЕГРН, а также правоустанавливающие документы на территорию;
- данное обращение рассматривается работниками муниципалитета в течение двух месяцев;
- если принимается положительное решение, то выдается заявителю документ, в котором содержится информация об изменении категории участка;
- не требуется после этого владельцу территории заниматься переоформлением имеющейся документации на землю.
На практике отрицательное решение часто принимается, если с/х территория располагается на достаточно значительном расстоянии от имеющегося населенного пункта. Поэтому желания собственника земли не принимаются в расчет муниципалитетом.
Как изменить вид разрешённого использования земли
Вид разрешённого использования земли в большинстве случаев можно изменить. Правда, часто для этого придётся проделать масштабную бюрократическую работу — всё зависит от местного законодательства и категории земли.
Для начала землепользователь должен подать заявление и пакет документов на имя главы исполнительной власти. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе, включая паспортные данные, а также категория земли, вид её разрешённого использования и адрес. Кроме того, нужно указать причину смены ВРИ и контактные данные. Для надёжности лучше приложить и перечень документов на участок.
Для изменения вида земли формируется специальная комиссия, членов которой должны уведомить о намерениях собственников участков. Далее проходят публичные слушания, где все стороны могут высказать своё мнение, а заявитель — объяснить мотивы планируемых перемен. Отдельные мнения, которые имеют особую значимость при принятии решения, обычно оформляют в письменном виде. После публичных слушаний комиссия выносит свой вердикт. В среднем вся процедура занимает около месяца.
При вынесении решения комиссия всегда опирается на необходимость изменений, а также на последствия для заинтересованных сторон, в том числе для собственников земли. Кроме того, учитывается фактор воздействия на окружающую среду, а также последствия для собственников соседних земель.
В случае отказа заявитель может обратиться в суд для оспаривания решения комиссии. Если же комиссия приняла решение о смене вида земли, то составляется акт, копия которого рассылается всем участникам слушаний.
Кто может использовать?
Виды разрешённого использования земли, определяют и круг лиц, которые могут претендовать на использование выделенных участков. Вот установленный законом перечень:
- физические лица, занимающиеся ведением фермерского или подсобного хозяйства;
- предприятия и организации, занимающиеся коммерческой деятельностью, неразрывно связанной с сельским хозяйством;
- юридические лица и организации, которые ведут некоммерческую сельхоздеятельность. Например, потребительские кооперативы, садовые товарищества и религиозные общины;
- казачество. По мнению правительства, казаки неотрывно связаны с сельским хозяйством. Поэтому разделение может нарушить культуру и традиции. Это положение распространяется на коренные народы, отрыв которых от сельского хозяйства повлечёт исчезновение нации. Сюда можно отнести малочисленные народы Крайнего Севера и Дальнего Востока;
- учебные заведения и научные сообщества, которые подготавливают специалистов в данной области и оказывают неоценимый вклад в развитие земли сельскохозяйственного назначения.
Виды
Виды целевого назначения земельного участка имеют вид:
- ИЖС;
- ЛПХ;
- ДНП;
- СНТ.
Рассмотрим каждый тип подробней.
ИЖС
ИЖС расшифровывается как персональное жилищное строительство. Таким статусом обладают земельные наделы в пределах какого-либо населенного пункта, которые применяются с целью постройки объектов жилой недвижимости.
Преимущества ИЖС вполне очевидны:
- можно осуществлять строительство и оформлять строения в право собственности;
- возможность присвоить адрес дому и зарегистрироваться в нем на постоянной основе;
- наличие полного перечня правовых возможностей по отношению к наделу, иными словами, его можно продать, подарить и так далее.
Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что надел под ИЖС наиболее оптимален для частного строительства, поскольку для этого он и предназначен
ЛПХ
ЛПХ – одна из форм деятельности граждан, которая направлена исключительно на производство сельскохозяйственных товаров и переработки.
Для возможности попадания земельного надела под ЛПХ, он обязательно должен отвечать таким требованиям:
- собственник не планирует в дальнейшем получать с него доход;
- отсутствует наемный штат сотрудников;
- весь товар изготавливается исключительно с целью личного использования.
ДНП
ДНП расшифровывается как дачное некоммерческое партнерство. По сути, это тоже что и СНТ, однако есть некоторые особенности.
В ситуации, когда дачное партнерство находится в черте населенного пункта, то по своим параметрам участок практически приравнивается с наделами под персональное жилищное строительство.
Во многом такое случилось из-за введения так называемой “дачной амнистии”. С теоретической точки зрения, участки ДНП не могут быть использованы с целью осуществления жилищного строительства, и обладает своими недостатками.
СНТ
СНТ расшифровывается как садоводческое некоммерческое партнерство, иными словами, объединение садоводов-любителей.
Подобные наделы, в большинстве случаев, расположены за чертой населенного пункта на участках сельскохозяйственного использования.
С противоположной стороны:
- земля не может быть использована с целью постройки жилых объектов недвижимости;
- подключение участка к различным коммуникациям осуществляется за счет собственных финансовых средств;
- вне зависимости от того, какими характеристиками обладает дом, он в любом случае обретет статус “дачный дом”.
К сведению: в случае наличия жилого строения на участке практически нереально совершить с ним какие-либо сделки.
Виды разрешенного использования земельного участка
Земли сельскохозяйственного назначения
К землям сельскохозяйственного назначения относят территории, расположенные за чертой населенных пунктов, городских поселений. Обязательным условием выделения этого типа земель является наличие плодородного слоя для ведения на них сельского хозяйства.
Законодательством разграничены два типа земель схожего типа пользования: земли сельскохозяйственного назначения и земли сельскохозяйственного использования. Последние располагаются в границах населенных пунктов и имеют правовой статус земель городских поселений.
Земли сельскохозяйственного назначения делятся:
- на сельхоз. угодья;
- земли сельхоз. коммуникаций (дороги, например);
- земли защитных насаждений;
- земли под зданиями, обеспечивающими процесс производства сельскохозяйственной продукции.
Отличительная черта земель сельскохозяйственного назначения — они есть средство производства.
Тут вы найдете ответ на вопрос — что можно строить на земле сельхозназначения.
Законы, регулирующие отношения в рамках сделок с землями сельскохозяйственного назначения:
- Земельный кодекс;
- Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- Закон «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях»;
- Закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель»;
- Налоговый кодекс.
Ограничения, установленные для земель сельскохозяйственного назначения:
- ограничение на деятельность, проводимую на участке;
- ограничение на размер участка, находящегося у одного собственника;
- преимущественные права при покупке земли;
- ограничения права владения землей для иностранных граждан;
- установленный перечень лиц и организаций, которые имеют право использовать земли сельскохозяйственного назначения для своих нужд.
Ранее мы обсуждали земли фонда перераспределения.
Земли населенных пунктов
Земельный кодекс РФ дает определение землям населенных пунктов, как предназначенных для застройки и отделенных от других территорий.
Выделяют:
- сельские населенные пункты,
- городские населенные пункты,
- поселения,
- межселенные территории,
- муниципальные районы,
- городские округа,
- муниципальные образования.
В зависимости от выданного статуса определяются виды управления территориями, а также принимаются решения по определенному типу застройки и развития. Эти данные попадают в градостроительную документацию населенного пункта.
Использование земель городских поселений определяется правовыми актами, которые касаются каждого из типов деятельности в рамках города или поселка. Эти документы регламентируют права и обязанности всех заинтересованных сторон – собственников, арендаторов, муниципальные органы.
Перечень основных нормативно-правовых актов для земель городского поселения:
- градостроительный регламент,
- генеральный план поселения,
- правила землепользования и застройки,
- функциональные зоны,
- территориальное планирование.
Важно! Решение об изменении границ земель городского поселения всегда происходит по согласованию органов местного самоуправления с федеральными органами. Переход земель из одной категории в другую не требует согласования с собственниками, прилегающих к городскому поселению земель.
Интенсивное зонирование земель городского поселения приводит к тому, что в рамках городской черты могут сосуществовать фактически участки самого разного землепользования, например промышленные зоны и зоны жилой застройки, зоны специального назначения и сельскохозяйственного пользования
Интенсивное зонирование земель городского поселения приводит к тому, что в рамках городской черты могут сосуществовать фактически участки самого разного землепользования, например промышленные зоны и зоны жилой застройки, зоны специального назначения и сельскохозяйственного пользования.
Такая четкая зональность находит свое отражение в виде разрешенного использования (ВРИ), и определяет, в частности, здания какого типа может быть построено в указанной зоне.
Например, если ВРИ содержит запись «для индивидуального жилищного строительства», собственник такого участка не имеет права на своей земле возводить бетонный завод или ферму с кроликами. Кроме того, данная запись ограничит собственника и в этажности дома — не более 3-х этажей.
Вся информация по вопросу ВРИ участка доступна в открытых источниках. В частности, узнать статус и ВРИ участка можно по публичной кадастровой карте после предоставления данных, которые собственник может найти в кадастровом паспорте земли.
Как получить разрешение на строительство на земельном участке категории сельхозназначения?
На участках сельхозназначения, относящихся к разным территориальным зонам и имеющим различные виды разрешенного использования, можно строить разные объекты. В зависимости от вида недвижимости определяется и необходимость получения разрешения на строительство. Чтобы узнать, надо ли получать такие допуски, следует обратиться в муниципалитет или изучить публичную кадастровую карту, где указан вид использования.
Если территориальная зона и ВРИ позволяют строить выбранный объект недвижимости, можно переходить к сбору документации. Если строить нельзя, придется сначала изменить вид использования. Для получения разрешения надо:
- заказать проект будущего строения в организации с допусками СРО;
- подготовить свидетельство о праве собственности;
- оформить кадастровый план и паспорт, где указаны точные границы;
- прикрепить к пакету бумаг правоустанавливающие документы на землю.
Точный перечень зависит от разрешенного вида использования, разновидности права на участок у заявителя, наличия других владельцев и иных обстоятельств.
Предварительно, необходимо пройти все необходимые согласования (точный список необходимо уточнить при прохождении предварительного согласования в местной администрации):
- Аэропорты (при нахождении в приаэродромной территории в радиусе 30км.);
- Справка об отсутствии месторождений полезных ископаемых;
- Росрыболовство;
- Росприроднадзор;
- Минсельхоз;
- Историко-культурная экспертиза;
- Собственники линейных объектов.
Прохождение согласований существенно усложняется при наличии на земельном участке мелиорации, лесозащитных полос, а также спорных границ с лесным фондом.
Проект здания следует заверить в архитектурном отделе местной администрации. Свидетельство о праве собственности можно заменить выпиской из ЕГРН, где указаны данные владельца. Затем надо составить заявление и направить его в муниципалитет. В нем указывают:
- просьбу о выдаче разрешения на строительство;
- информацию о разновидности объекта недвижимости;
- данные о назначении будущего здания;
- кадастровый номер участка и другие сведения о земле;
- сроки начала строительства недвижимости.
Если подготовка проведена правильно, а все документы в порядке, после рассмотрения ходатайства выдадут разрешение. В нем указывают сроки, в которые должно быть возведено здание. Юристы нашей компании узнают, надо ли получать допуски в вашем случае и оформят разрешение за вас. Достаточно позвонить нам и подписать доверенность на представление интересов.
Поменяем вид разрешенного использования вашего земельного участка
Изменение видов разрешенного использования земельных участков – услуги.
Изменение категорий земельных участков – услуги.
Классификатор видов разрешенного использования земель сельхозназначения
Для удобства разделения земель по основным видам в 2015 году был разработан специальный классификатор, определяющий кодировку участков в зависимости от специфики использования.
Также по системе кодов можно получить исчерпывающую информацию в отношении свойств и назначения земельных угодий:
- Нумерация кодов с 1.2 по 1.6 обозначает виды растениеводства, связанные с выращиванием сельскохозяйственных культур, таких как бобовые, зерновые, кормовые, и овощей разных сортов, а также лекарственных и цветочных сортов чая. На участке данного типа собственник вправе возвести жилое строение, но без права регистрации в нем. На землях, предназначенных для занятия садоводством, жилые постройки не регистрируются. Однако на практике нередко встречаются случаи, когда владелец участка добивается узаконивания своих на жилой дом прав в судебном порядке;
- Коды с 1.7 по 1.11 регламентируют деятельность, направленную на животноводство, оленеводство, разведение крупного рогатого скота, а также лошадей, свиней и птиц. На землях данного назначения разрешено размещение фермерских хозяйств и предприятий, деятельность которых связана с производством продуктов животного происхождения;
- Деятельность, направленная на рыболовство и пчеловодство. В рамках данного вида использования разрешено также возведение строительных объектов, связанных с обеспечением развития данных категорий сельского хозяйства;
- Деятельность, связанная с научными разработками в сфере сельского хозяйства (выведение селекционных сортов культурных растений и видов животных);
- Деятельность, направленная на переработку продуктов растительного и животного происхождения. Предполагается размещение на землях данных категорий предприятий, осуществляющих производство продуктов питания из выращенных сельскохозяйственных культур и объектов животноводства;
- Деятельность, направленная на ведение личного подсобного хозяйства. Для целей данной деятельности пользователь земли вправе возвести жилое строение, но данный объект будет считаться временным. Чтобы узаконить постройку жилого дома, владельцу необходимо получить разрешение в органе местного самоуправления;
- Деятельность, связанная с разведением рассады. Пользователь вправе возвести на участке данной категории постройку;
- Размещение коммуникаций и объектов, связанных с обеспечением нужд сельскохозяйственной деятельности.
Что обозначает целевое назначения участка?
Целевое назначение участка – это более узкое и прикладное понятие, которое расшифровывает и конкретизирует определенную категорией разрешенную деятельность. То есть, если некий участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, то его целевым назначением может быть и садоводство, и выращивание различных культур, и разведение рыбы или животных.
Какие существуют виды ЗУ?
Какие же бывают виды назначений земельных участков? Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, вся территория государства подразделяется на:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Рассмотрим основные различия между категориями и их целевыми назначениями.
- Земли сельхозназначения – одна из наиболее обширных категорий, охватывающая все территории с плодородными почвами, заниматься разными видами сельского хозяйства на которых могут физические и юридические лица, государственные, коммерческие и некоммерческие организации.
- Земли населенных пунктов – все площади в административных границах населенных пунктов, которые в свою очередь зонируются местными органами власти по назначению (жилые, производственные, рекреационные и прочие).
- Земли промышленности и специального назначения – наиболее разносторонняя категория, объединяющая территории, на которых разрешена индустриальная и прочая деятельность с высокими техногенными рисками.
- Земли особо охраняемых территорий и объектов – категория объединяет:
- Земли особо охраняемых природных территорий – здесь категорически запрещается выделять дачные и садоводческие участки, прокладывать дороги и линии коммуникаций, размещать любые промышленные, хозяйственные или жилые объекты, не связанные с заповедниками, парками и другими объектами территории.
- Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов – участки, обладающие природными данными для лечения и профилактического оздоровления граждан, источниками минеральных вод и подобными условиями. На таких территориях устанавливаются округа санитарной охраны.
- Земли природоохранного назначения – площади, занятые под защитные леса и водоохранные объекты. Хозяйственная деятельность на этих территориях допустима, но ограничена режимом охраны земель.
- Земли рекреационного назначения – в эту подкатегорию объединены земли, занятые объектами туризма, спорта, активного отдыха. Запрещена любая иная хозяйственная деятельность.
- Земли историко-культурного назначения – места размещения памятников истории и культуры России и ее народов, места традиционных промыслов, земли под военными и гражданскими кладбищами. Изменение целевого назначения этих земель запрещено.
- Особо ценные земли – территории, где расположены уникальные природные и иные объекты, представляющие научную или историко-культурную ценность.
- Земли водного фонда – площади, покрытые водой или занятые гидротехническими сооружениями. Земельные участки на этих территориях не выделяются, для строительства искусственных водоемов могут резервироваться дополнительные площади.
- Земли лесного фонда – все территории, покрытые лесом, и места, где его планируется восстановить, а также сопутствующие объекты (просеки, дороги и т.д.).
- Земли запаса – пока не распределенные и не востребованные земельные площади с неопределенным целевым назначением. Находятся в муниципальной или государственной собственности и для использования должны быть переведены в соответствующую категорию.
К видам разрешенного использования земельного участка применяется цифровое кодирование. Подробнее о коде категории земель, о том, в каких случаях и где указывается, а также как правильно расшифровывается, читайте здесь.
Разбираемся с определениями
Весь земельный фонд России разделён на семь категорий по целевому предназначению. Есть территории, выделенные под градостроительство и промышленные объекты. Получить разрешение на строительство не составит труда.
Существуют земли, относящиеся к категории природоохранных зон. Они не предназначены для жилищного строительства и находятся под охраной государства. То же самое относится к землям резерва, которые временно изъяты из оборота.
Отдельной строкой идут земли сельскохозяйственного назначения. Эти территории расположены вне градостроительных образований и предназначены для ведения сельскохозяйственной деятельности. За нецелевое использование или загрязнение таких угодий полагается административная и гражданская ответственность.
На 2022 год, участки сельхозназначения предназначены для:
- ведения подсобного хозяйства в личных целях;
- производства сельскохозяйственной продукции и растительного сырья;
- устройства фермерских хозяйств;
- садоводства;
- разведения пресноводных рыб в искусственных или натуральных изолированных водоёмах.
Как видите, о строительстве жилого дома или технических построек речь не идёт. Однако, сельское хозяйство невозможно без развитой инфраструктуры. Поэтому допускается строительство коровников, курятников, складских помещений, дорог, обустройство ангаров для автотранспорта.
Обычно для возведения жилого дома требуется перевод участка сельхозназначения в другую категорию. Это связано со сбором довольно внушительного пакета и получением соответствующего разрешения от местного муниципалитета.
Исход такого решения весьма неоднозначен: в равной степени можно получить одобрение и отказ. Отсюда возникает вопрос: можно ли строить дом без этой бумажной волокиты? Оказывается, можно, при соблюдении определённых условий.
Законодательное регулирование
Основные положения о том, как должны использоваться территории с/х назначения, включаются в главу 14 ЗК. Информация о понятии и составе земель сельскохозяйственного назначения содержатся в ст. 77 ЗК. Такие территории являются участками, располагающимися за границами разных населенных пунктов. Они используются исключительно для нужд сельского хозяйства.
Дополнительно важная информация содержится в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101. Именно на основании этого закона обеспечивается регулирование оборота территории. Описываются отношения, которые возникают между государственными властями и пользователями территории. Устанавливаются разные ограничения в отношении оборота земли. Описывается порядок, на основании которого передается земля из государственного фонда частным пользователям. Дополнительно имеются правила изъятия ее из частного владения в пользу государства.
Не распространяется ФЗ 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на земли, являющиеся частной собственностью граждан или применяемые для строительства гаражей, ведения подсобного хозяйства, животноводства или иных аналогичных целей. Оборот этих территорий реализуется на основании норм, прописанных в ЗК.
Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения
Обычно государство не вмешивается в вопросы реализации собственникам принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению законно приобретенным имуществом. Ненужную вещь можно отложить на потом, сломать или выкинуть. Но земли – это народное достояние, ценное и охраняемое имущество.
По этой причине в рамках Гражданского кодекса России законодатель установил возможность принудительного прекращения права собственности в случаях:
- неиспользования земель (ст. 284);
- ненадлежащего или нецелевого использования (ст. 285).
Положения названных статей являются общими и могут применяться к землям разного целевого назначения. Однако для сельхозземель они особо актуальны. Дело в том, что неиспользование пахотных земель (прекращение их обработки, полива, мелиоративных работ) само по себе может нанести неисправимый вред.
Земли могут истощиться, высохнуть, заболотится, зарасти древесной растительностью, быть заселенными вредителями. Приведение таких земель в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению, может быть утруднено и связано со значительными расходами.
Изъятие неиспользуемых участков возможно, если их целевое назначение связано с сельским хозяйством или строительством. Основанием изъятия признается неиспользование в течение 3 лет.
Использование не по назначению может заключаться в самовольной застройке, складировании стройматериалов или мусора, устройстве автостоянки. Срока длительности правонарушения не оговорено. Это означает, что компетентному органу достаточно установить факт ненадлежащего использования участка.
Случается, что земля используется по назначению, однако с нарушением принципов рационального землепользования, что приводит к истощению слоя гумуса, эрозии, иссушению или заболачиванию. Кроме того, возможна излишняя интенсификация использования земель – внесение множества удобрений, пестицидов, химикатов для повышения урожайности. Это может послужить основанием для изъятия земель по мотивам причинения вреда окружающей среде.
Компетентный орган принимает административное решение об изъятии. Если собственник согласен, участок продается с торгов, если же нет, то компетентный орган обращается в суд.
Примечательно, что факт изъятия не исключает возложение на правонарушителя обязательств компенсировать вред, причиненный его неправомерными действиями. Кодексом об административных правонарушениях оговорена ответственность за нецелевое использование участков в форме внушительного штрафа.
Для граждан максимальная сумма составляет 1%, для организаций – 2% кадастровой стоимости участка. При этом сумма штрафа для граждан не может быть меньшей 10 тыс. руб., для организаций – 100 тыс. руб.
Процесс оформления земли в аренду у государства
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения регулирует даже правила оформления территории в аренду у государства. Для заключения контракта должны выполняться последовательные действия:
- первоначально составляется заявление, в котором содержится просьба о получении конкретного участка земли в аренду у государства;
- документ передается в местную администрацию конкретного региона;
- на основании полученного обращения в СМИ должна появиться информация о том, что конкретная территория будет сдана в аренду, так как это позволит выявить других претендентов на составление арендного договора с государственными властями;
- если выявляются другие граждане или компании, желающие оформить в аренду участок, то проводится торги, а выигрывает тот участник, который предлагает самую высокую арендную плату, что является выгодным для государства;
- если в течение одного месяца отсутствуют другие претенденты на составление арендного соглашения, то заключается напрямую контракт с заявителем.
Поэтому государством предлагается несколько возможностей заключения договора. Предоставляться земля может даже бесплатно, если планирует на ней заниматься заявитель полезной для общественности деятельностью, например, выращивать значимые культуры. Дополнительно на безвозмездную передачу земли могут рассчитывать лица, относящиеся к льготным категориям населения.
Обычно на бесплатной основе территория передается на небольшой период времени, поэтому составляется договор часто на срок до 6 лет.