Контроль качества щебеночной подушки
Визуальный контроль плотности сцепления зерен щебня невозможен. Для этого используют контрольно-измерительный прибор динамического зондирования, позволяющий определить степень усадки после нескольких мощных ударов по поверхности уложенного и расклинцованного щебня. При сильной степени усадки расклинцовку повторяют до тех пор, пока степень усадки не будет соответствовать СНиП и ГОСТ 8269.0-97.
Чтобы избежать перерасхода материалов при строительстве или восстановлении дорожного полотна руководствуются ГОСТ 8267-93, в котором содержатся нормы расхода щебня различных фракций для выполнения дорожно-строительных работ.
Расклинцовка щебня производится не только при строительстве дорог. Она обязательна при:
- строительстве железнодорожных насыпей, до укладки железнодорожного полотна;
- строительстве взлетно-посадочных полос для самолетов;
- при устройстве «подушек» из щебня перед заливкой бетона в основания фундаментов или укладки блоков сборных железобетонных конструкций;
- в производстве железобетонных изделий на производстве или непосредственно на строительной площадке.
Что такое расклинцовка щебня
Дорожное полотно должно обладать максимальной устойчивостью к постоянным высоким нагрузкам. Это качество определяет основное назначение этого покрытия.
Верхнего слоя асфальта или железобетона недостаточно для достижения максимальной прочности и длительной эксплуатации. Он должен иметь надежную и, самое главное, прочную опору, которая исключает любое движение. А поскольку щебень относится к сыпучим материалам разных фракций, традиционная укладка не позволяет исключить пустоты.
С целью обеспечения плотности и отсутствия пространства между «зернами» разработана расклинцовка. Данная технология, используемая в дорожном строительстве, заключается в перераспределении щебня таким образом, чтобы между различными элементами не было пустот. Подобная утрамбовка камней позволяет получить полноценную подушку, которая обеспечит максимальную прочность всего дорожного покрытия.
Требования к Расклинцовке прописаны в ГОСТе 8267. Учитывая стандарты и рекомендации, перечисленные в документе, вы можете эффективно выполнить работу и создать надежное основание для дороги или фундамента.
Расход щебенки при расклинцовке
Определяется ГОСТом 8267 и обозначает количество щебеночного материала различной фракции для укладки основания, равного одной тысячи квадратных метров. Если используется фракция 5-10, 10-20 и 20-40, потребуется порядка 10 кубических метров.
Аналогичный расход характерен и при использовании самой крупной фракции, размер зерен которой составляет от 70 до 120 мм. Отсутствие увеличения количества необходимого материала обусловлено величиной камня.
Наибольшее количество материала требуется на укладку первого слоя. Чтобы выложить основание в 1 тыс. кв. м., необходимо порядка 15 кубометров щебня с фракцией зерен 40-70 мм.
Технология укладки щебня при строительстве и ремонте дорог
Укладке щебеночного слоя предшествуют подготовительные работы, которые проводятся для выравнивания основания будущей работы, укладки дренажного слоя, способствующего отведению излишней влаги, прокладке коммуникаций.
Для этого:
- срезается поверхностный слой почвы – плодородная почва вывозится, а каменистый грунт используется для обустройства придорожных сооружений;
- поверхность обнажившегося грунта уплотняется катками или виброплитами;
- если дорога строится на влажных, плохо дренированных грунтах проводится гидроизоляция – укладывается слой геотекстиля вдоль всей площади будущего дорожного полотна;
- насыпается песчаная подушка слоем 200-500 мм, которая многократно уплотняется с помощью дорожной строительной техники.
Следующий этап – укладка слоя щебня. Она производится последовательно:
- Сначала насыпается и разравнивается слой щебня крупной фракции 20-70 мм, на слабых грунтах нижний слой может насыпаться из более крупной фракции 70-120 мм. Уложенный слой щебня может содержать отходы строительного производства: битый кирпич, отходы горнорудного или металлургического производства. Производится уплотнение уложенного слоя многократным прокатываеием дорожными катками массой не менее 6 тонн;
- На уплотненный слой может укладываться армирующая сетка из полимерного материала;
- Второй слой щебеночной «подушки» насыпают из щебня фракции 20-40 мм и так же многократно, не менее пяти раз укатывают катком или уплотняют виброплитами. Для предотвращения нагрева щебня вследствие трения и более плотной его укладки поверхность проливают водой. Толщина второго слоя составляет 100-200 мм;
- Заключительный этап – собственно расклинцовка. Для этого используют самую мелкую фракцию щебня 5-20 мм, которая проникает в имеющиеся щели. Верхний слой делается достаточно тонким – 20-50 мм, с таким расчетом, чтобы мелкая фракция полностью заполнила имеющиеся после уплотнения второго слоя свободные пространства. Для снижения трения и лучшего проникновения мелких зерен щебня его обильно смачивают или обрабатывают органическими смазывающими веществами – жидким битумом или отходами нефтяного производства из расчета 2,5-4 литра на квадратный метр.
Государственные стандарты
Государственные стандарты разрабатываются после лабораторных и полевых испытаний. В них фиксируются принятые положения и требования. Они едины для всех.
Требования к щебню для расклинцовки прописаны в следующих документах:
- ГОСТе 8267-93 (для щебня из плотных горных пород)
- ГОСТе 25607-94 (для песчано-щебеночных смесей)
- ГОСТе 3344-83 (для шлакового щебня)
- СНиПе 3.06.03-85.
Эти документы детально описывают технологию и требования к щебню, а также способы контроля за проведением работ.
Выполнение государственных стандартов обеспечивает возможность:
- Контролировать выполнение работ
- Оптимально расходовать материалы
- Правильно применять технологию расклинцовки
- Проверить безопасность построенных объектов
- Уменьшить расходы на дальнейшую эксплуатацию и ремонт
Дальше вы узнаете, как выбрать щебень для расклинцовки. Все параметры будут описаны с учетом зафиксированных в ГОСТе и СНиПе нормативов.
Это интересно: Гравий и щебень: отличия материалов и характеристики
Основные этапы
Расклинцовка щебня проводится в несколько этапов. Каждый из них стоит рассмотреть подробнее, чтобы разобраться в особенностях проводимых работ.
Первый этап
Его также называют подготовительным. В этом случае происходит подготовка грунта, на котором планируется возвести здание или устроить дорогу. Поверхность грунта тщательно очищают от мусора и выравнивают, используя необходимые геодезические приборы и инструменты.
В некоторых случаях на подготовительном этапе требуется подготовка котлована. Например, в случае прокладки дорожного полотна этот момент будет обязателен. При этом дно котлована перед засыпкой щебня покрывают геотекстилем – специальным полотном, обеспечивающим защиту от воздействия грунтовых вод.
После того как грунт будет очищен, а необходимые котлованы вырыты, почву засыпают песком, образуя слой толщиной до 20 см.
Второй этап
Когда будет утрамбован песок, строители приступают к укладке щебеночного слоя. Для него берут крупный щебень, размер частиц которого составляет 40-70 мм, иногда он может быть увеличен до 120 мм. Чтобы добиться равномерности образованного слоя, по окончании работ его укатывают специальной техникой.
Третий этап
Чтобы расклинцевать щебень, требуется несколько слоев, каждый из которых будет отличаться размером фракций. Второй щебеночный слой подразумевает использование небольших камней, трамбование которых также осуществляется дорожными катками.
Четвертый этап
Считается последним в расклинцовке щебня, когда строители выкладывают камни мелкой фракции. В результате с помощью такого зерна удается заполнить воздушные пустоты и добиться максимального уплотнения всех слоев. Для достижения необходимого результата после укладки последнего слоя требуется пройти по нему минимум три раза с использованием тяжелой строительной техники.
Когда машинист дорожного катка отметит, что в процессе трамбовки перестали образовываться волны, и была устранена усадка, подвижность камней, он остановит технику. Это означает, что слои щебня уложены и утрамбованы качественно. Расклинцовка заканчивается на данном этапе.
Суть расклинцовки щебня – это возведение надежной и долговечной подушки, способной справиться с высокими нагрузками и предотвратить деформации основания в процессе эксплуатации. Оценить качество уплотнения образованных слоев на глаз не получится. Для проверки надежности проделанной работы обычно используют измерительный прибор.
Принцип работы устройства – динамическое зондирование. Для получения результатов проводят серию ударов по слоям щебенки. Такой подход позволяет определить степень усадки, которую впоследствии сравнивают с существующими нормами. Если усадка входит в пределы установленных параметров или меньше их, работа выполнена хорошо. В противном случае потребуется дополнительная трамбовка щебеночных слоев.
Когда расклинцовка считается законченной, рабочую поверхность последнего слоя засыпают небольшим количеством песка. Особенно важен этот процесс, если затем не планируется бетонирование покрытия.
Показатель уплотнения
Во время перевозки
Сложно точно определить степень утрамбовки щебня во время приобретения материала, так как стандартного значения нет. Сам поставщик может указать его в документах сопровождаемых товар, но обязательного его внесения не требуется.
Разумеется, при приобретении и перевозке больших объемов товара, часто выявляется серьезная разница в объеме между погрузкой и получении щебня на склад.
Для таких случаев в договор, о поставке заключаемый между поставщиком и строительной компанией, вносится дополнительный пункт, где прописан поправочный коэффициент, на который ссылаются в пункте приема товара.
Согласно Госту поправочный показатель не может быть выше 1,1. Поэтому поставщики учитывают это при погрузке и делают небольшой запас, чтобы товар не вернули обратно.
Измеряют привезенный щебень в момент доставки, пока его не выгрузили. Причина тому заказ производится не в тоннах, а кубометрах. Как только транспорт пришел на строй площадку, груженный кузов замеряется рулеткой изнутри.
Так вычисляется объем привезенного щебня, а после его умножают на коэффициент 1,1. Таким образом переводится вес из м3 в тонны.
Этот расчет помогает приблизительно рассчитать тот объем, который был загружен в машину до отправления. Если в машину не догрузили материала, то об этом сообщается поставщику. Так коэффициент уплотнения щебня 5 20 при трамбовке составляет 1,3.
На строительной площадке
Естественная трамбовка щебня значительно отличается от механической, которую проводят на строительной площадке. Поэтому коэффициент уплотнения щебня 20 40 может достигать параметра в 1,52. А рабочим, которые будут производить работы, требуется знать показания уплотнения наверняка.
Так для фракций с параметром 5 20, 20 40 показатель не устанавливается. Потому что эти виды щебня чаще всего используют для расклинцовки несущего слоя наверху, где применяются зерна фракции 40 70.
Гранитный 40 70
Лабораторный показатель
Самыми точными считаются лабораторные замеры, потому что для их вычислений используются различные способы трамбовки. А проверка осуществляется при использовании разных приспособлений.
Вот некоторые из часто используемых методов:
- объемозамещение согласно ГОСТу 28514 – 90;
- послойное уплотнение щебня согласно стандарту ГоСТ 22733 – 2002
Применяются быстрые варианты исчислений плотномера:
- статического типа;
- водобаллонный;
- динамического вида.
Результаты предоставляются в течение четырех дней, может раньше. Это зависит от конкретного исследования. Стоимость стандартной пробы обойдется в 2500 рублей, а всего их понадобится, как минимум пять.
При этом потребуется проба с десяти мест, и каждая обойдется в 3000 рублей. Подобные исследования необходимы при застройке крупных объектов, для соблюдения всех формальностей и документального заключения.
Во время домашнего строительства
Самому дома можно определить значение. Это очень удобно и нет необходимости вызывать специалистов, ведь это довольно дорого. Прежде всего потенциальному строителю следует точно знать насыпную плотность выбранного материала. Она обычно указывается в документации, которую вы можете попросить у поставщика.
Строим баню из шпал своими руками Внутренняя отделка бани из шпал Как построить баню из шпал
Стоит помнить, что на показатель насыпной плотности (известняковый) влияет состав щебня и количество посторонних примесей, а еще размер гранул.
Плотность
Затем проведите замеры рулеткой. После чего применяется следующая формула:
Коэффициент уплотнения = масса щебня / на объем.
В итоге вы получаете две разные величины плотности до трамбования материала и после.
Расклинцовка щебня
Автолюбители знают, как приятно ездить по прямой трассе, когда не мешают ни ямки, ни кочки.
Прочность и стойкость к механическим нагрузкам обеспечивает дорожному полотну своеобразная подушка из щебенки.
Чтобы правильно утрамбовать сыпучий материал, специалисты пользуются расклинцовкой.
- Сфера использования
- Этап подготовки
- Описание технологии
- Расход гравия
Область применения
Верхний слой покрытия (асфальт или бетон) не может обеспечить достаточную прочность дорожному полотну. Незыблемой опорой служит камень, который уплотняет грунт и исключает подвижность.
Но обычная укладка в любом случае оставляет свободные зазоры между зернами. Создать целостную основу позволяет расклинцовка, которая предусматривает использование различных фракций гравия.
Применение технологии не ограничивается дорожными работами. Ей активно пользуются в других областях:
- изготовление конструкций из железобетона;
- заливка фундамента для многоэтажных зданий;
- строительство взлетно-посадочных полос на аэродромах.
Подготовка
Невозможно плотно засыпать щебеночные смеси одинаковой фракции, поэтому для расклинцовки подбирают зерна различного размера, а работу проводят в три этапа:
- подготовительный;
- непосредственная укладка;
- проверка.
Начинают с подготовки участка: сначала убирают верхний слой грунта, утрамбовывают оставшуюся почву. В некоторых случаях может потребоваться рытье траншеи или котлована.
Затем обустраивают слой гидроизоляции, чтобы защитить щебенку от разрушительного взаимодействия с влагой.
Изоляцию, обычно используют геотекстиль, выкладывают на протяжении всей зоны дорожного покрытия. Сверху укладывают песчаную подушку, чтобы создать хороший дренаж основания.
Толщина слоя закладывается согласно проектной документации (от 20 до 50 см).
Технология расклинцовки
Достичь наибольшей плотности гравийной основы помогают специальные дорожные катки, а также обработка зерен вяжущим органическим составом.
Распределение расклинивающего щебня проводят в 3 этапа:
- Крупные камни свыше 70 мм очень редко используются при дорожных работах. Обычно для первого слоя применяют щебень фр. 20-40 и 40-70. Его тщательно утрамбовывают, а сверху засыпают отходами кирпича или заливают бетоном.
- Средний пласт толщиной 20 см формируется из фракции 20-40. Сверху по гравию несколько раз проходятся строительным катком. Чтобы устранить нагревание при трении, камешки поливают водой.
- Заключительный слой укладывают с помощью 5-20 мм.
Определить визуально качество проведенных работ не под силу даже опытному специалисту.
Поэтому расклинцовку проверяют с помощью специального прибора, принцип действия которого базируется на динамическом зондировании.
Устройство наносит несколько ударов, чтобы зафиксировать уровень усадки. Только убедившись, что щебенка утрамбована добротно, можно продолжать процесс.
Нормы расхода
Технические требования к гравию, который используется в строительстве, регламентируются ГОСТом 8267-93. Расход расклинивающих фракций щебня на 1000 м2 изменяется в зависимости от размера зерен:
- основание из камней 40-70 потребует щебенки 10-20 — 15 м3, 5-10 — 10 м3;
- к базе из зерен 70-120 добавляют по 10 м3 гравия 20-40, 10-20 и 5-10.
В среднюю стоимость услуг закладываются цены на:
- засыпку гравия;
- выравнивание катками крупных фракций;
- утрамбовку мелких зерен.
Это основные пункты, которые обязательно присутствуют в смете.
Но существуют дополнительные расходы, которые существенно влияют на величину расценки: удаленность участка от магистрали, климатические условия, сложность грунта, общая протяженность дороги. Значительное влияние на окончательную стоимость оказывает количество щебня, необходимого для строительных работ.
Основная характеристика эффективного дорожного покрытия — высокая восприимчивость к непрекращающимуся прессингу.
Чтобы трасса прослужила долго, щебеночная подушка должна быть плотной и упругой.
С этой целью создана специальная технология укладки сыпучего материала, под названием расклинцовка щебня. Подробно об этой методике в статье.
Последовательные этапы расклинцовки
Для проведения операции выбирают гравий разного размера. Материал засыпают постепенно, слой за слоем. А саму процедуру расклинцовки основания щебнем проводят в 3 этапа:
- подготовительный;
- собственно укладка;
- проверка.
Для достижения прочности дороги, одной расклинцовки недостаточно. Иногда делают процедуру 2–3 раза. Играют роль требования, которые предъявляют к устойчивости дорожного покрытия.
Подготовительная стадия
Прежде чем утрамбовать разнородные частицы, осуществляют подготовку грунта, на котором предполагается укладка гравия. Верхний слой почвы удаляют, при необходимости роют котлован. Делают уплотнение грунта.
Для предотвращения воздействия влаги на гравий, проводят гидроизоляцию. В этих целях используют специальный материал геотекстиль, который равномерно распределяют по локации будущей дороги.
После гидроизоляции, укладывают песчаную подушку. Ее толщина определяется еще на этапе проектирования дорожного покрытия. Она варьируется от 0,5 до 20 см.
Основные работы
После проведения подготовительных работ, переходят собственно к клинцеванию. Эта стадия самая трудоемкая, поэтому распределяется еще на 3 последовательных этапа.
В самом начале укладывают крупнофракционный гравий. Его диаметр варьируется от 20 до 70 мм. Реже используют большие частицы размером 80–120 мм. Слой щебня утрамбовывают. Сверху наносят бетон или сетку. Иногда используют кирпичные остатки.
Второй этап — укладка камней среднего диаметра. Их размеры составляют от 20 до 40 мм. Для выкладывания необходимо специальное устройство для расклинцовки щебня — виброплита.
Операцию повторяют 5 раз, после каждой процедуры поливая камни водой. Этот прием предупреждает перегрев щебня. В итоге толщина слоя равна 20 см.
Чтобы полностью расклинить щебень, в конце выкладывают тонкий слой мелких камешков, диаметром 5–20 мм. То есть самый маленький гравий располагают сверху.
Для уплотнения материала по способу заклинки, на каждом этапе используют 16 тонные катки. Также можно брать прицепные на 6 тонн или гладковальцовые на 10. Ими обрабатывают камни от 30 и более раз.
Стадия проверки
Зрительно невозможно оценить прочность и качество дорожного покрытия. Для этого используется устройство, принцип работы которого основан на зондировании. Прибор наносит ряд ударов, позволяющих определить эффективность утрамбовывания. Если погрешностей не обнаружено, можно накатывать следующий слой.
Определение характеристик
Прежде чем рассчитать объем щебня для засыпки, необходимо иметь в распоряжении его характеристики, так как от них напрямую зависит результат определения. На результат повлияет фракция – стандартная в диапазоне значений в миллиметрах:
- 3-8;
- 5-10;
- 10-20;
- 20-40;
- свыше 40;
- свыше 70.
Лещадность определяет количество игловатых зерен. Процентное их содержание влияет на плотность утрамбовки, количество пустот между зернами, а значит, и на его расход. В ходе вычислений используют стандартную насыпную массу каждой фракции. Предварительно стоит определить толщину слоя насыпи в сантиметрах.
Расклинцовка щебня фр. 40-70 допустима ли фр.20-40
Удобно пользоваться и вообще ничего не течет. Нет плохого строительного материала! Как любой строительный материал требует элементарных знаний и немного думающую голову. К сожалению, большая часть людей создающие кошмары подобной статьи и печатающие негатив по большей степени поленились хоть немного подумать.
За-то им намного проще хаить кого угодно, но не себя любимых.
Конечно я исключаю тех, кто реально нарвался на подделку. Но, это на совести «производителей», но ни как на полистиролбетоне. Если вы хотите получить каменную, эффективную стену для малоэтажного или каркасного здания, то на сегодня полистиролбетон по праву можно считать самым оптимальным выбором с точки зрения прочности, теплопроводности, долговечности, и всего остального, что мы ждем от каменного дома.
Со мной согласятся тысячи клиентов, замечательно живущих в своих домах из полистиролбетона.
Как укладывают дорогу из щебня и песка
Объяснить необходимость создания такой структуры и использования перечисленных материалов можно, опираясь на их физические свойства и характер взаимодействия под нагрузкой. Уложенный на геотекстиль песок пропускает воду и создает плотную подушку в углублении дорожной ванны. За счет этого создается неподвижное, находящееся примерно на глубине 30 см основание. Щебень крупной фракции хорошо вдавливается в песок, уплотняется и формирует второй слоя основы. Промежуточный слой создает условия для распределения нагрузки от транспорта, а щебень 5-20 в верхнем слое качественно укатывается с предварительным грейдированием.
При соблюдении этой простой технологии дорожное полотно из щебня и песка приобретает высокую прочность, а отсутствие верхнего слоя асфальта не сказывается на проходимости поверхности для транспорта. Во время дождя и таяния снега вода уходит через созданный многослойный дренаж в грунт. Возникает вопрос, имеет ли смысл экономить, не закупая какой-либо из материалов или заменяя его на более дешевый?
Практика показывает, что сочетание песка и щебня трех разных фракций дает оптимальный эффект плотности и неподвижности слоев полотна относительно грунта и друг друга. При отказе от песчаной подушки возникает эффект недостаточного дренажа и утапливания щебня в грунт, что приводит к последующему подтоплению и размыванию полотна при таянии снега.
Какой щебень подойдет для расклинцовки
Скажем сразу, что идеального щебня 40-70 с показателями от М1000, F100 и I или II групп по лещадности в нашем регионе нет. Гранитный 40-70 и серпентинитовый 40-70 материалы близки к этому идеалу, но они относятся к III группе по лещадности. Это значит, что в их составе чуть больше зерен неправильной формы, чем установлено государственными стандартами. Но в целом они походят для расклинцовки в качестве основной фр акции под трассами с высоким движением и высотными домами.
Также вам могут понадобиться разновидности:
- Амфиболитовая 10-20, 20-40, гранитная 5-10, 10-20, 20-40 и габбро 5-10 для расклинцовки крупных фракций. Их показатели по прочности, морозостойкости и лещадности полностью соответствуют ГОСТу
- Диоритовая 40-70 и мраморная 40-70 в качестве основного для расклинцовки под невысокими зданиями или тротуарами
- Диоритовая 20-40, мраморная 10-20, 20-40 и серпентинитовая 20-40 в роли расклинивающего слоя в частном строительстве
- Габбро 80-120 с расклинивающими фракциями известнякового щебня 20-40, габбро 10-15 и 15-20 для неответственных работ. Размеры зерен у габбро немного отличаются от тех, что установлены ГОСТом, а известняковый материал имеет с редние характеристики
Теперь вы знаете, какой щебень понадобится вам для расклинцовки. Поэтому пришло время объяснить саму технологию.